Эксклюзивное интервью с Директором и Главным конструктором амфибии ДРОЗД Балтийского машиностроительного завода, Терешенковым Сергеем Сергеевичем

Илл.1 Автомобиль-амфибия «Дрозд» производства «Балтийская машиностроительная компания». Фото: Кристина Бородкина

«Балтийская машиностроительная компания» (БМК) представила на Форуме «Армия-2020» автомобиль-амфибию «Дрозд», способный передвигаться по суше со скоростью до 100 км/час, по водной поверхности – до 70 км/час. Российские конструкторы создали глиссирующую амфибию «Дрозд».

Илл.2 Автомобиль-амфибия «Дрозд» производства «Балтийская машиностроительная компания». Фото: Кристина Бородкина

Наш корреспондент взяла эксклюзивное интервью у Директора и Главного конструктора чудо-новинки, Терешенкова Сергея Сергеевича.

— Добрый день! Расскажите, пожалуйста, как Вам пришла идея создать гибрид машины и водоплавающего судна?

— Это премьера не только на Российском рынке, но и на мировом также. Потому что это новый тип транспортного средства — внедорожник-глиссирующая амфибия. До этого аналоги были, но они были на малых колесах, в основном заднеприводными и они не являются внедорожниками. Им нужно обязательный оборудованный въезд и съезд из воды. Наша же машина может заехать и выехать по бездорожью.

— То есть, это в полной мере «джип-глиссер»?

— Да несомненно, это очень «крутой джип», потому что у него подготовка по критериям РАФ (Российская автомобильная федерация) у него ТР3. То есть, все системы, которые есть на спортивных внедорожниках для борьбы с бездорожьем, устанавливаются. Соответственно в нашей машине двигатель дизельный, коробка передач автоматическая трехступенчатая, раздаточная коробка с понижением один к четырем, с блокировкой. Постоянный полный привод, мосты с блокировками. Существует подкачка колес на ходу, замок покрышки колеса, лебедка самовытаскивания. То есть, для борьбы с бездорожьем все меры, какие есть, приняты на вооружение! Это очень серьезный внедорожник!

— Со стороны Ваш проект похож на яхту…

— Тут Вы зацепили за больное. Я капитан парусной яхты «Славянка». Яхта — это всегда: мачта плюс парус! Этот проект, я бы сказал, больше похож на катер. Мы создавали все с чистого листа и не брали за основу ни катер, ни машину… Мы создавали именно амфибию, чтобы она и в той и другой среде показывала самые лучшие результаты!

Поэтому у нас обводы катера. Но это обводы специального тяжелого катера, большой грузоподъемности, чтобы он выталкивал машину на глиссирование. Соответственно, у нас максимальную скорость ДРОЗД показал 70 км/час, три балла мореходности, полная непотопляемость.

— Вы хотите сказать, что проект ДРОЗД полностью герметичен?

— Нет, немного не так, она дырявая, как «решето»… Но! Мы можем открыть двери, во время того, когда машина стоит на воде или плывет. Внутрь может затечь вода, но трюм остается сухим! Пол машины внутри, по морскому называется «поел», он самоотливной. Даже если вода захлестнет внутрь машины, она вытечет и ничего страшного не случится. Плюс машина имеет блоки плавучести, то есть, все пустоты и все полости заполнены блоками плавучести. Машину нашу не потопить, ну ни как! Ее можно разбить на куски, но эти куски все равно будут плавать.

— Расскажите, кому пришла идея о таком специфическом названии «ДРОЗД»? Так ведь называется небольшая черная птичка.

— Это название далеко не по названию птицы. Это аббревиатура, по классификации амфибии: Дозорно-разведывательный-однокорпусной-земноводный-двухсредный!

— Тем не менее, думается мне, что люди все-таки будут ассоциировать вашу машину, как вездесущего черного дрозда, который как и машина, юркий и выносливый. Даже цвет у машины совпадает. Хотя понятно, что цвет может быть разным.

— Мы не против, вышло интересное и красивое название.

— Хочу спросить еще про сиденья. Видно что они очень удобны и эргономичны.

— Вы знаете, есть такая поговорка: — Я люблю когда мне сухо и тепло. Как раз эти элементы от машины и перекочевали сюда из автоспорта. Сиденья очень удобные, они спасают от нагрузок на позвоночник. Также, элементы подвески, трансмиссии, блокировок. Из водного спорта перекочевали формы корпуса, водометные решения и т.д. Машина «ДРОЗД» — симбиоз двух сред, двух средств, создано в одном изделии.

— Скажите, а кормовая часть предназначена для багажа?

— Кормовую часть можно, конечно использовать, как багажное отделение.

— Уникальный проект! Наше издательство «ВЫСОТА» благодарит Вас за возможность пообщаться с Вами и желает Вашей компании успехов. Спасибо!

Справка Издательства «ВЫСОТА»:

Рассмотрим конструкцию «ДРОЗДа» подробнее.

Илл.3 Автомобиль-амфибия «Дрозд» производства «Балтийская машиностроительная компания». Фото: Кристина Бородкина

Компоновка

Компоновка автомобиля-амфибии призвана сбалансировать высокие внедорожные и мореходные качества.

Автомобиль с колесной формулой 4 х4, с постоянным полным приводом и блокировкой межосевого дифференциала. Используется длинноходная независимая подвеска, дисковые, не боящиеся воды, тормоза и синхронизированное с водометом гидравлическое рулевое управление.

Вездеходные качества автомобиля обусловлены минимальными свесами, большим (420 мм) клиренсом, а также совпадением колеи амфибии с колеей грузовых полноприводных автомобилей.

Для обеспечения мореходности и хороших скоростных показателей на воде, корпус машины спроектирован как корпус скоростного морского катера с нишами для убирания подвески. Конструкция и размещение элементов трансмиссии продиктованы требованиями размещения водомета и условиями соблюдения гидродинамических свойств корпуса.

Габариты машины не выходят за пределы, установленные ПДД, однако ширина амфибии (2,4 метра), позволяет добиться необходимой грузоподъемности и обеспечить высокую остойчивость на воде, в статике и динамике.

Для оптимального использования внутреннего пространства, а также для обеспечения приемлемого дифферента при любой загрузке, используется центральное расположение силовой установки. Для обеспечения каких-либо работ на море с открытыми дверями, салон выполнен в виде самоотливного кокпита.

Для обеспечения удобной посадки на суше и воде боковые двери разделены на верхнюю и нижнюю часть. Нижняя часть на суше может использоваться как удобный трап для входа, а на воде как площадка для выполнения работ.

Силовая установка

Для «ДРОЗДа» был выбран специально адаптированный для двух сред экономичный морской дизель с авиационной системой «сухой картер», мощностью 260 л/с.

Мощности и момента двигателя с избытком хватает для движения по любым покрытиям и без них на суше, и достаточно, чтобы вывести трехтонную машину на глиссирование при волнении 2 балла.

Система «сухой картер» позволяет двигателю работать, не обращая внимания на крен. Кроме этого, занижается центр тяжести, что благоприятно сказывается на статической и динамической остойчивости на воде и суше. Системы двигателя также неприхотливы к плохому качеству топлива. Пуск двигателя на морозе обеспечивается предпусковым подогревателем.

Температурный режим окружающей среды при этом лежит диапазоне –50/+50. Для использования машины в арктических условиях, в других агрегатах также предусмотрены места установки нагревательных элементов. Двигатель устанавливается на гидроопоры, которые максимально эффективно убирают вибрацию дизеля с корпуса.

Коробка переключения передач

В конструкцию заложено применение нескольких вариантов отечественных КПП и импортная АКПП. На опытном образце установлена АКПП с легкого грузовика, имеющая три передачи. Применение АКПП обусловлено легкостью эксплуатации на суше и воде без дополнительных действий. На автоматической коробке необходимая передача для работы водомета включится сама, тогда как на обычной коробке выбор необходимой передачи должен делать водитель. Запас прочности КПП легких грузовиков для амфибии избыточен, но не лишний.

Раздаточная коробка

Так как раздаточной коробки с необходимыми свойствами не существует, БМК специально для этого проекта разработала раздаточную коробку, которая установлена на опытном образце. В ней есть две передачи — прямая и понижающая (1:4). Раздаточная коробка всегда работает на оба моста (50:50). В дифференциале РК предусмотрена принудительная межосевая блокировка. В конструкции сразу предусмотрен вал отбора мощности для привода водомета. Управление РК осуществляется дистанционно. В коробке предусмотрена своя принудительная система смазки, позволяющая работать при повышенных нагрузках.

Мосты и подвеска

Для «ДРОЗДа» разработаны оригинальные портальные мосты по новой принципиальной схеме. На них установлены колесные редукторы внешнего зацепления, принудительная блокировка колес, система подкачки колес на ходу, усиленные ШРУСы с увеличенным углом поворота, дисковые тормоза, усиленные ступицы, усиленные шкворни.

Гидравлическое рулевое управление синхронизировано для обоих режимов (суша/вода). Установлены колесные диски с замком покрышки. Пневмогидравлическая система подвески укомплектована встроенными отбойниками и цилиндрами подъема в одном корпусе. Данная подвеска имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной, а именно:
—увеличение жесткости в повороте на сторону заноса;
—уменьшение клиренса (центра тяжести) на хорошей дороге;
—возможность «приседания» довольно высокой амфибии для удобной посадки/высадки пассажиров;

Илл.4 Автомобиль-амфибия «Дрозд» производства «Балтийская машиностроительная компания». Фото: Кристина Бородкина

Система убирания колес обеспечивает полный выход колес из зоны смоченной поверхности, что снижает гидродинамическое сопротивление при глиссировании и повышает мореходность. Кроме того, подобная система обеспечивает выход амфибии из воды до момента посадки на мель, а потом «вставание» уже на твердый грунт. Так же, это может использоваться для выхода на лед или в режиме «лебежения» на болотах.

В мостах и подвеске амфибии применялись компоненты отечественных внедорожников УАЗ, при соответствии качества и применяемых нагрузок. Данный аспект проектирования закладывался в конструкцию специально для обеспечения доступности запчастей и высокой ремонтопригодности.

Водометный движитель

Водомет с увеличенным КПД позволяет использовать автомобиль на мелководье, на замусоренных и илистых акваториях.

Твердые частицы мусора, диаметром до 70 мм, не задерживаются входной решеткой водомёта. Для очистки импеллера водомёта от застрявщего мусора имеется герметичный люк с доступом из кокпита. Водомет не выступает за габариты корпуса, и поэтому не влияет на свесы амфибии, что очень важно при движении по бездорожью.

Вспомогательное оборудование

Амфибия укомплектована скоростной вертикальной лебедкой, которая на суше может использоваться для самовытаскивания, а на воде — как якорная или буксировочная лебедка.

На амфибии предусмотрены подъемные рамы для перевозки ж/д и другим транспортом, верхние петли для транспортировки вертолетом на подвесе, места крепления парашютных систем для десантирования. Предусмотрен автономный отопитель, кондиционер, дополнительный компрессор, мощная трюмная помпа.

Корпус

Несущий, композитный с интегрированной Х-образной рамой, на которой крепятся все агрегаты автомобиля. Корпус выполнен по технологии LRTM путем вакуумной инжекции связующего по схеме «сэндвич» с комбинациями арамидных, углеродных волокон и полипропиленовых сотовых панелей, что обеспечивает шумоизоляцию, теплоизоляцию и высокую прочность корпуса. Прочность допускает выход амфибии в режиме глиссирования на ил, песок или гальку. V-образность корпуса, обеспечивает высокую мореходность, а также дает сопутствующий эффект противоминной защиты. Материал корпуса устойчив к любым механическим повреждениям, ремонтопригоден в полевых условиях и при дополнительном усилении арамидными волокнами становится защищенным от стрелкового оружия и осколков. В корпусе предусмотрены ниши для убирания колес, полости для установки дополнительного оборудования.

Салон

Салон выполнен как герметичная самоотливная капсула. При открывании дверей на воде захлестнувшая волна не представляет угрозы, так как палуба салона находится выше ватерлинии при любой загрузке, что не влияет на общую положительную плавучесть.

Для входа в салон имеются две боковые двери с возможностью открывания возле вертикальной причальной стенки, и задняя распашная дверь. Кроме того имеется возможность выхода из салона на нос при работе на воде. Для этого часть лобового стекла и люк в передней части крыши открываются, обеспечивая беспрепятственный доступ на нос амфибии. В центральной части крыши имеется большой круглый люктурель. Он может использоваться для посадки/высадки экипажа, а так же для установки стрелкового вооружения или УСМ.

Салон имеет ровный пол, кроме капота двигателя, интегрированного с панелью приборов и трапиком для выхода на нос.

В полу предусмотрены герметичные люки для доступа ко всем агрегатам. Сидения выполнены облегченными, ударопоглощающими, с креплением к потолку или палубе по выбору. Сидения могут сниматься или трансформироваться в носилки. Салон имеет собственную вентиляционную систему, не связанную с моторным отсеком.

Надстройка (верхний корпус)

Выполнен как модульная конструкция, с возможностью замены надстройки в зависимости от задач потребителя.

Рассматриваются следующие варианты:
—десантный бронированный;
—патрульно-разведывательный;
—пассажирский;
—скорая медицинская помощь;
—спасательный;
—служебная лаборатория;
—грузовой;
—открытый.

Навигация и связь

Предусмотрена сдвоенная установка многофункциональных дисплеев навигационного комплекса для пилота и штурмана, с отображением информации о состоянии агрегатов амфибии по сети NMEA 2000 и морским автопилотом. По желанию заказчика амфибия оснащается УКВ, SSB, спутниковой связью, тепловизором, широкополосными радарами и камерами наружного обзора.

Эргономика

Эргономика амфибии разрабатывалась с учетом большого опыта конструирования внедорожной техники и морских маломерных судов.

Особое значение придавалось эргономике рабочих мест для обеспечения нахождения в амфибии в течение длительного времени, как в режиме патрулирования, так и в режиме рейда.

В машину одинаково удобно попасть с земли или воды. Предусмотрена возможность спасения утопающих, выход и вход десанта в воде и на суше.

В автомобиле удобно размещаться экипажу и пассажирам в полной амуниции и перемещаться с места на место в случае необходимости. Предусмотрены места для транспортировки трех-четырех пострадавших лежа.

В салоне вмонтированы рамы для надежного крепления груза. При швартовке и других работах на воде предусмотрена удобная потопчина вдоль борта и на носу.

Кристина Бородкина