«Российский флот: курс уверенного развития»

ВМФ России изо дня в день демонстрирует свой океанский статус, доказывая способность эффективно действовать во всех широтах в самых различных условиях.

О том, чем был насыщен уходящий год для моряков, — в интервью Главкома ВМФ ВМФ Адмирала Николая Евменова для газеты «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

— Николай Анатольевич, как бы вы охарактеризовали завершающийся 2020 год. Каким он был для Военно-Морского флота?

– Он для флота стал годом стабильного развития по всем составляющим. В соответствии с утверждёнными планами продолжился процесс оснащения подводной, надводной, береговой и авиационной компонент. В 2020 году силы ВМФ активно участвовали во всех плановых мероприятиях боевой подготовки, совершенствовали качественные параметры и мастерство в море, в небе и на берегу. На высоком уровне решалась одна из важнейших задач – военно-морское присутствие в Мировом океане. ВМФ России изо дня в день демонстрировал, что обладает океанским статусом и способен эффективно действовать во всех широтах.

– Каждый раз в рассказах о флоте, итогах его деятельности, звучит эта формулировка: «военно-морское присутствие в Мировом океане». Объясните, какой смысл несёт это понятие, что на деле означает сегодня?

– Означает нахождение боевых кораблей и судов обеспечения различных классов в океанской и морских зонах. Их задача – гарантировать недопущение угроз стране с этих направлений. Вот сейчас, пока мы с вами беседуем, в полигонах боевой подготовки и в различных районах Мирового океана находятся и выполняют поставленные перед ними задачи около 70 боевых кораблей и судов вспомогательного флота. Это силы Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов и Каспийской флотилии. Эту цифру мы, разумеется, способны менять, своевременно реагируя на изменение обстановки и сообразно изменениям сути текущих задач.

– Николай Анатольевич, расскажите, на чём бы сделан основной акцент в боевой учёбе флота в 2020 году?

– Во-первых, хочу отметить, что основные усилия были направлены на повышение качества проводимых мероприятий боевой подготовки, обеспечение требуемой готовности для гарантированного выполнения задач по предназначению. Во-вторых, был учтён опыт применения различных группировок войск в боевых действиях и кризисных ситуациях. В ходе учений применялись нестандартные способы ведения боя с отработкой вопросов межвидового взаимодействия. Совершенствовалась практика применения разведывательно-ударных и разведывательно-огневых комплексов. Главный штаб ВМФ контролировал повышение уровня профессиональной подготовки офицеров при освоении боевого применения поступающих современных образцов техники и вооружения. Определённая работа проводилась нами в целях развития и совершенствования объектов учебно-материальной базы высших учебных заведений Военно-морского флота и учебных центров для соответствия их современным требованиям по подготовке высококвалифицированных кадров.

– А что касается самих мероприятий боевой учёбы, какие из них вы бы выделили как знаковые, существенно характеризующие уходящий год для флота?

– К таковым стоит отнести отработку практических действий в ходе оперативного учения с межфлотской группировкой разнородных сил ВМФ «Океанский щит2020», подготовку и проведение комплексного учения по специальным видам обеспечения Военно-морского флота, и, конечно же, участие в стратегическом командно-штабном учении «Кавказ-2020». Знаковым событием для нас, безусловно, стал Главный военно-морской парад, который в этом году в очередной раз состоялся в акватории Невы. Участие в таких конкурсах АрМИ, как «Морской десант», «Глубина», «Кубок моря», в очередной раз доказали мастерство и профессионализм наших военнослужащих. Во всех международных конкурсах ВМФ команды Российской Федерации заняли первые места, показав отличную выучку и мастерство.

– Николай Анатольевич, а если говорить о качественных показателях боевой подготовки, каковы они?

– Показательным примером, характеризующим качество боевой подготовки Военно-морского флота в 2020 году, считаю внезапно проведённое учение с силами Северного и Черноморского флотов в акватории Черного моря. При минимальном времени на подготовку и слаживание в сложных гидрометеоусловиях силы показали высокую готовность к выполнению задач по предназначению. Всего в ходе учения в ограниченном районе и в условиях скоротечного морского боя выполнено более 90 боевых упражнений, из них с применением практического оружия – 58. Не секрет, что важным количественным показателем выполнения задач кораблями и подводными лодками в море является наплаванность. В 2020 году она составила 16544 суток. К действиям в составе межвидовых группировокна флотах было подготовлено свыше 20 корабельных тактических групп. В лучшую сторону по результатам боевой подготовки надводных сил отмечен Тихоокеанский флот, подводных сил – Северный и Тихоокеанский флоты, однородных тактических групп – вновь Тихоокеанский флот и Каспийская флотилия.

– Одним из самых заметных мероприятий, как вы уже отметили, стало военно-морское учение «Океанский щит», которое прошло под вашим руководством. В чём его особенности?

– Мы ежегодно вносим некую новизну в это учение. В 2020 году в его динамике успешно отработаны совместные практические действия сил Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов, морской авиации ВМФ и авиации Воздушно-космических сил, в том числе дальней и военно-транспортной, подразделений Командования сил специальных операций. Практически одновременно оно проходило в акваториях 13 морей на трёх стратегических направлениях. К выполнению задач привлекалось около 170 единиц вооружения и военной техники, в том числе надводные корабли всех классов и суда вспомогательного флота, атомные и дизель-электрические подводные лодки.

– А как показали себя военные моряки на учении «Кавказ»?

– Участие ВМФ в нём стало для военных моряков серьезным и ответственным экзаменом. Задачи, поставленные силам Черноморского флота и Каспийской флотилии в ходе этого учения, были выполнены профессионально. Всего привлекалось около 90 кораблей и судов обеспечения, 36 летательных аппаратов, около 900 единиц техники и более 14 тысяч военнослужащих. Было проведено свыше 430 различных мероприятия боевой подготовки, в том числе более 170 боевых упражнений с практическим применением оружия. Особенностью участия Каспийской флотилии в СКШУ «Кавказ-2020» стало проведение первого российско-иранского военно-морского учения. Оно позволило реализовать поручение Президента Российской Федерации 2019 года о проведении военно-морских учений с привлечением представителей государств – участников Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

– Чтобы демонстрировать успехи в море, отстаивать свой океанский статус, нужны, помимо профессионального мастерства военнослужащих, современное вооружение и техника. Как российский флот оснащается новыми кораблями и подводными лодками? Как оцениваете кораблестроительную программу?

– Вне всяких сомнений, ВМФ России является одним из самых активно развивающихся флотов мира. В истекающем году для нас построено порядка 40 боевых кораблей, подводных лодок, катеров и судов обеспечения. Главное командование ВМФ находится в постоянном рабочем контакте с проектно-конструкторскими организациями, предприятиями «Объединенной судостроительной корпорации» и другими судостроительными и судоремонтными заводами. В декабре в состав Военноморского флота войдут большой десантный корабль «Петр Моргунов», корвет «Алдар Цыденжапов», корабль противоминной обороны «Яков Баляев». Планируется и приём в боевой состав корвета «Гремящий». В интересах Военно-морского флота продолжается серийное строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта «Борей-А» и многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М», кораблей океанской зоны класса фрегат, корветов и малых ракетных кораблей. Будет продолжено серийное строительство для Тихоокеанского флота дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3.

– А для действий в Арктике, что также является приоритетной задачей Военного-Морского Флота, корабли ледокольного типа строятся?

– Подчеркну, что сегмент программы военного кораблестроения, включающий в себя оснащение ВМФ России ледокольными кораблями и судами обеспечения ледового класса, – одно из приоритетных, с учётом активного освоения Арктической зоны, обеспечения нормального функционирования Северного морского пути и гидрографических исследований Арктики. Положителен опыт первых лет эксплуатации на Северном флоте новейшего ледокола «Илья Муромец», который в полной мере доказал эффективность заложенных при проектировании характеристик. В сентябре-октябре текущего года он успешно решил поставленные задачи практически на всём протяжении Северного морского пути. То же самое могу сказать о многофункциональном судне тылового обеспечения «Эльбрус», имеющего ледовый класс. Это судно доказало способность качественно решать вопросы комплексного обеспечения арктической группировки. В настоящее время на предприятии «Адмиралтейские верфи» ведётся строительство универсального патрульного корабля арктической зоны «Иван Папанин», а строящийся в Санкт-Петербурге на предприятии «Судостроительная фирма «Алмаз» ледокол проекта 21180М «Евпатий Коловрат» войдёт в состав Военно-морского флота в 2022 году. При проектировании и строительстве этих кораблей внедрён целый ряд отечественных инновационных решений. Напомню также, что и Арктика, и Антарктика являются районами, где ВМФ России испокон веков ведет исследовательскую деятельность. У нас за спиной история освоения этих районов. Мы движемся дальше, ощущая огромную ответственность перед предыдущими поколениями. Напомню, что в 2020 году была организована кругосветная экспедиция, посвященная 200-летию открытия русскими морякам Антарктиды и 250-летию со дня рождения великого мореплавателя и исследователя И.Ф. Крузенштерна. Сейчас, когда арктические районы вызывают повышенный интерес со стороны ведущих государств мира, мы обязаны помнить и чтить заслуги отважных русских моряков, патриотов своего дела и своей страны – всех тех, кому принадлежит приоритет в освоении полярных просторов. Кстати, отмечу, что в работе Х Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который проходит в эти дни: с 10 по 12 декабря, в Санкт-Петербурге, принимает участие представительная делегация Военно-морского флота. В ёё состав вошли, в частности, специалисты профильных структур Главного командования ВМФ, Военного учебно-научного центра, Северного флота.

– Николай Анатольевич, совсем недавно 315-летие со дня своего основания отметила морская пехота. Каким был этот, юбилейный для неё, а также для береговых войск этот год? В какой мере их коснулась модернизация?

– В этом году активная подготовка соединений и воинских частей береговых войск была организована на 26 полигонах. В 2020 году морские пехотинцы приняли участие почти в 2500 мероприятиях боевой подготовки. Среди них – уже упоминавшиеся мной ранее учения, в рамках которых отрабатывались действия на межвидовом уровне. Мы уделяем большое внимание оснащению морской пехоты и береговых войск. В ближнесрочной перспективе – дальнейшее активное оснащение их новейшими образцами вооружения и военной техники. Параллельно будет продолжен процесс развития десантно-высадочных средств Военноморского флота. В частности, обеспечить автоматизацию процесса управления планируется с помощью современных командно-штабных машин. Для морской пехоты ведётся разработка новейших комплексов связи и разведки для действий на тактическом уровне. Активно идёт процесс создания дополнительных подразделений боевого и всестороннего обеспечения. Это подразделения РЭБ, БпЛА, а также танковые подразделения. В сфере подготовки специалистов для морской пехоты также происходят устойчивые качественные изменения. В этом году Учебный центр морской пехоты – структурно он входит в Объединенный учебный центр ВМФ России – подготовил около 600 морских пехотинцев для выполнения задач в составе групп антитеррора на борту кораблей и судов ВМФ России, действующих в дальней морской и океанской зонах.

– А как совершенствуется лётная подготовка экипажей морской авиации?

– Мы не только сохранили славные традиции по поддержанию высочайшего уровня подготовленности наших морских лётчиков, но и постоянно движемся вперёд в вопросах качества их обучения. Морская авиация ВМФ решает задачи в любых климатических условиях и делает это достойно. Шаг за шагом совершенствуется подготовка лётного состава всех категорий. Несколько дней назад был открыт новейший учебно-тренировочный комплекс в Центре боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации Военно-Морского флота в Ейске. Он представляет собой новейшую систему тренажеров и агрегатов для полноценной подготовки лётного и инженерно-технического состава истребительной, противолодочной и палубной авиации ВМФ. Для обучения морских лётчиков оборудованы шесть специализированных классов, установлены динамические тренажёры вертолётов Ка-27М, Ка-29 и Ка52К, а также комплексный тренажёр многоцелевого истребителя Су-30СМ, особенностью которого является применение возможностей искусственного интеллекта.

– Николай Анатольевич, какие основные задачи ВМФ будет решать в 2021 году?

– Сразу же отмечу: 2021 год для нас особенный. Это год 325-летия со дня основания Российского регулярного флота. Убеждён, что, учитывая этот факт, военные моряки проявят ещё большую ответственность и упорство в выполнении поставленных задач. Основной целью боевой подготовки сил Военно-морского флота в 2021 году по-прежнему будет поддержание боевой готовности органов военного управления и сил на уровне, гарантирующем обеспечение безопасности с морских и океанских направлений. Среди запланированных в предстоящем году основных мероприятий – участие в учении «Запад-2021» и Главном военно-морском параде, а также продолжение экспедиционно-исследовательской деятельности. Так, например, в рамках освоения Арктики и создания благоприятных условий для реализации арктической стратегии государства военные моряки совершат экспедицию под названием «Два капитана». Также состоятся крупные учения с группировками сил Северного флота и группировкой сил Тихоокеанского флота в дальней морской зоне. Запланированы традиционные состязания флотов в 45 номинациях на приз главнокомандующего ВМФ в первенстве по тактике действия сил и применению оружия. Продолжится оснащение флота новыми надводными кораблями и подводными лодками. Подытожив всё сказанное, отмечу: в предстоящем году силы ВМФ, как и прежде, будут выполнять задачи практически во всех районах Мирового океана. И, уверен, выполнит их достойно.