В МАИ создают беспилотный вертолёт гражданского назначения

Беспилотные технологии сегодня развиваются стремительными темпами и внедряются в самые разные области нашей жизни. Доставка беспилотниками грузов, тушение пожаров и даже поиск в автоматическом режиме потерявшихся людей — всё это может стать реальностью в самое ближайшее время. Летательный аппарат, способный выполнять перечисленные задачи, уже проходит испытания на авиабазе Московского авиационного института. Это беспилотный вертолёт МАИ-120, разработанный в студенческом конструкторском бюро кафедры 602 «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий».

В настоящее время аналогов вертолёту МАИ-120 в его классе в России нет. Одно из главных его достоинств — высокая грузоподъёмность при малом собственном весе. Подробнее об уникальной винтокрылой машине рассказал главный конструктор СКБ-602 МАИ Дмитрий Александрович Дьяконов.

Научная эстафета

Московский авиационный институт имеет большой опыт системной работы в области беспилотных технологий в целом и создания беспилотной вертолётной техники в частности.

— Основы работы по созданию беспилотных вертолётных систем в МАИ были заложены на кафедре 102 «Проектирование вертолётов», — рассказывает Дмитрий Александрович Дьяконов. — Большой вклад в развитие направления внесли заведующий кафедрой 102 и руководитель вертолётостроительного опытного КБ при МАИ Иван Павлович Братухин, профессор МАИ, создатель «малых» вертолётных форм Фёдор Петрович Курочкин, выдающийся конструктор вертолётов, выпускник МАИ Марат Николаевич Тищенко. В 1980-е годы работа продолжилась под руководством начальника СКБ-102 МАИ Владимира Сергеевича Александрова, после чего эстафету приняла кафедра 602, где был обеспечен комплексный подход к проектированию не только самих летательных аппаратов, но и систем для них.

Накопленный в университете опыт лёг в основу разработки маёвского комплекса воздушной разведки «Ворон» — единственного в стране вертолёта-беспилотника, успешно прошедшего государственные испытания и поставленного в опытную эксплуатацию. Тем не менее, до настоящего времени МАИ не имел в своём распоряжении вертолётов-беспилотников, позволяющих проводить научно-практические эксперименты, исследовательские работы и на «живом примере» обучать студентов проектированию и пилотированию таких аппаратов. Именно с этой целью был разработан вертолёт МАИ-120.

Винтокрылый помощник

Использовать новый маёвский беспилотник планируется не только для развития вуза. Например, на авиационной базе МАИ в Алферьево совместно с ФГУП «ГосНИИАС» проводились масштабные испытания, в ходе которых беспилотные летательные и наземные аппараты отрабатывали сценарий спасения людей после авиакатастрофы. Действуя в едином воздушном пространстве, беспилотные вертолёты должны были обнаружить место катастрофы, по цветовому контрасту и тепловому излучению найти пострадавших и до прибытия помощи доставить им необходимые медикаменты.

Помимо этого, маёвский вертолёт может применяться для поиска возгораний и их ликвидации с помощью сбрасываемых пожаротушительных капсул, мониторинга трубопроводов и земной поверхности в местах их прохождения для выявления дефектов и зон концентрации напряжения, а также для коммерческих грузоперевозок.

— Максимальный взлётный вес МАИ-120 вместе с полезной нагрузкой составляет 120 кг. При этом нагрузка может достигать 60 % от этого значения, — объясняет главный конструктор СКБ-602. — Для сравнения, весовая отдача многовинтовых систем, типа квадрокоптеров, не превышает 6 %.

Аппарат может находиться в полёте до 10 часов, развивая скорость в пределах 160 км/ч, что в перспективе позволит доставлять грузы на значительные расстояния.

В настоящее время созданный в МАИ вертолёт активно готовят к выходу на сертификацию. По мнению специалистов Центра беспилотных летательных аппаратов МАИ, грузоперевозки с помощью подобных машин станут промежуточным шагом к формированию общедоступной системы беспилотного воздушного транспорта — аэротакси. Кстати, создание технологий для реализации программы аэромобильности — это ещё одно перспективное направление работы МАИ.

Источник: Отдел по связям с общественностью МАИ