60 лет. ЦАГИ – космосу: беспилотный орбитальный ракетоплан «БОР»

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского принимал участие в исследованиях целого ряда ракетно-космических систем. После успешного полета легендарного корабля «Восток-1» интерес к этой тематике усилился, увеличился и объем научно-исследовательских работ. Одним из крупных проектов был комплекс «БОР» — беспилотный орбитальный ракетоплан в составе авиационно-космической системы (АКС) «Спираль».

Работы по проекту начались в 1966 году параллельно с разработкой АКС в ЦАГИ, ОКБ А.И. Микояна и ЛИИ. Помимо транспортного варианта с небольшим грузовым отсеком, были разработаны основные военные модификации орбитальных самолетов: фото- и радиоразведчики; для поражения авианосцев; перехватчики космических целей. Большой вклад в создание системы «Спираль» внес ЦАГИ. Работа заключалась в лабораторных исследованиях, испытаниях моделей и масштабных аналогов орбитального самолета в аэродинамических трубах института.

Полученные результаты позволили с высокой степенью достоверности определить аэротермодинамические характеристики планера орбитального самолета. Они же в свою очередь стали исходными данными для разработчиков различных систем крылатой машины.

В комплексе «БОР» было пять моделей аппаратов, не все пуски были результативными, но четвертый полет орбитального ракетоплана «БОР-2» в феврале 1972 года прошел успешно. Программа полета была выполнена полностью, а система спасения обеспечила сохранность модели.

В конце 1970-х началась активная работа над другим крупным космическим проектом — многоразовой космической системой «Буран». В начале создания МКС рассматривались две компоновки воздушно-космического самолета «Бурана» — первая аналогичная орбитальному ракетоплану «БОР», вторая — подобная ВКС «Space Shuttle». В основу новой разработки легла зарубежная концепция. В результате в 1978 году работы по теме «Спираль» были прекращены, а все силы брошены на «Буран». Программа «БОР» была переориентирована на летные испытания аппаратов-аналогов. Опыт, накопленный при ее проектировании, постройке и летных испытаниях, послужил качественно новым этапом к новым многоразовым авиационно-космическим системам.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Источник: Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»