60 лет. ЦАГИ – космосу: многоразовый космический корабль «Буран»

Практически каждый, кто хотя бы немного интересуется космонавтикой, слышал о легендарном «Буране», крылатом космическом корабле, выводившемся на орбиту в комплексе с ракетой-носителем «Энергия». Гордость советского космического ракетостроения, орбитальный аппарат «Буран» совершил свой единственный полет в ноябре 1988 года. Созданию одного из самых наукоемких и тяжелых в производстве проектов предшествовали десятилетия напряженной работы более чем миллиона сотрудников 1300 предприятий всего Советского Союза.

Так, летом 1983 года в научно-производственное объединение «Энергия» был доставлен планер орбитального корабля для дооснащения и развертывания на его основе постоянно действующего комплексного стенда. Электрические испытания проекта начались в марте 1984 года.

Модель системы Энергия Буран в АДТ Т-128. Источник: Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»

Большая роль в создании и отработке различных систем корабля принадлежала ученым Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского.

Каждый существенный шаг при создании системы «Буран—Энергия» рассматривался в ЦАГИ и подтверждался специальными решениями и заключениями. В исследованиях по отработке компоновки «Бурана» было задействовано более 20 экспериментальных установок ЦАГИ, на которых проведено свыше 50 тыс. испытаний. Специально для проекта были сконструированы теплопрочностная вакуумная камера, акустическая реверберационная камера и др. Ученые института проводили комплексные исследования по аэродинамике, прочности, разработке рекомендаций по геометрии аппаратов, расчетам тепловых режимов. Остро вставала задача определения аэродинамических нагрузок системы «Буран-Энергия» на участке выведения, с учетом работающих двигателей, масштабного эффекта и деформаций конструкции. Отработка динамики управления, особенно на режиме снижения и посадки, также проводилась в ЦАГИ на специальном пилотажном стенде для орбитального самолета и его аналога.

Пуск, осуществленный в беспилотном варианте, включая автоматическую посадку на заданный аэродром после орбитального полета, прошел с уникальной точностью. Проект по праву считается огромным достижением человеческой мысли и творчества его разработчиков.

«Буран» стал огромным технологическим прорывом, на котором были отработаны десятки новых технологий и материалов. Научные результаты, использовавшиеся при создании космического корабля, применяются в российской и зарубежной авиационной-космической технике и в настоящее время.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Источник: пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»