80-летие Лётно-исследовательскому институту им. М.М. Громова

Лётно-исследовательский институт им. М.М. Громова 8 марта отмечает 80-летие. Трудно найти столь же героическую научную организацию: сам институт награждён орденами «Красное Знамя» и Октябрьской революции, среди его сотрудников – 30 Героев Советского Союза, Героев России, Героев Социалистического Труда. А ещё ЛИИ – самый гостеприимный из сверхсекретных институтов: раз в два года он принимает сотни тысяч посетителей салонов МАКС.

Школа для Героев, ясли для самолётов

Предвоенные годы для отечественного авиастроения были самым насыщенным периодом. Если в 1938 году на стадии проектирования, постройки и заводских испытаний находилось 30 новых самолётов и 18 модификаций, уже через год их было 40 и 29 соответственно, а в 1940 году – 45 новых машин и 36 – модернизированных. Отрасли была критически нужна новая испытательная база: аэродром, стенды, лаборатории и главное – кадры. Решение о создании Института лётных исследований было принято 13 июня 1940 года, а 8 марта 1941 года приказами Наркома авиационной промышленности утверждено «Положение об институте» и назначен его первый начальник – Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Михаил Громов.

Аэродром ЛИИ, 1941 год

Первые месяцы работы института были посвящены решению организационных вопросов, строительству инфраструктуры. Но с началом Великой Отечественной войны перечень задач стремительно изменился. Необходимо было ускорить испытания боевых самолётов, помогать серийным заводам внедрять улучшения конструкции самолётов и двигателей. Ещё не успев обжиться в посёлке Стаханово (в 1947 году он был переименован в город Жуковский), сотрудники ряда подразделений отправились в эвакуацию в Казань и Новосибирск, на базе ЛИИ создана эскадрилья ночных истребителей. Деятельность института в военные годы была отмечена высокой наградой: в 1945 году он награждён орденом «Красное знамя». Ещё одной высокой награды – ордена Октябрьской революции – ЛИИ удостоен в 1981 году.

Послевоенные годы были ознаменованы началом реактивной эры. Испытания таких машин потребовали подготовки новых методик, развития экспериментальной базы. Были созданы многочисленные стенды, появились первые самолёты – летающие лаборатории для тестирования реактивных двигателей. Всего за эти 80 лет создано более 450 летающих лабораторий и летающих моделей, с использованием которых были получены уникальные результаты по проблемам аэродинамики, динамики, устойчивости и управляемости, в том числе на больших углах атаки, при сваливании, в штопоре. Большинство самолётов и вертолётов СССР и Российской Федерации, а также уникальные воздушно-космические системы и системы авиационных вооружений, проходили испытания и доводку на базе института.

В 1947 году для подготовки специалистов высшей квалификации была создана аспирантура, а спустя несколько лет начала работу легендарная школа лётчиков-испытателей. ЛИИ может гордиться своим кадровым потенциалом: научную школу института создавали 35 докторов наук, более 300 кандидатов наук. 48 работников ЛИИ стали лауреатами Ленинской и Государственной премий. 28 лётчиков и штурманов, работая в ЛИИ, получили звание Героя Советского Союза и Героя России, двое учёных стали Героями Социалистического Труда. Сотрудниками ЛИИ были и люди, стоявшие у истоков Международных авиационно-космических салонов. Юрий Нагаев, Юрий Шогин, Николай Занегин и Магомед Толбоев, в чьей биографии работа в ЛИИ занимает важное место, внесли огромный вклад в развитие главной аэрокосмической выставки.

Неделя широко открытых дверей

Вопрос о том, где будут проходить авиационно-космические салоны, в конце 1980-х и самом начале 1990-х годов оставался открытым: предлагались разные локации, как в Московской области, так и в столице. Лучшим оказалось предложение группы специалистов ЛИИ им. М.М. Громова: институт обладал лучшей аэродромной инфраструктурой, позволяющей принимать самые крупные в мире самолёты; здесь же были самые совершенные комплексы контрольно-измерительной и контрольно-записывающей аппаратуры, обеспечивающие проведение безопасных демонстрационных полётов. Да и возможности по размещению экспозиции обширные: натурные образцы можно демонстрировать на статической стоянке, развёрнутой на старой взлётно-посадочной полосе, а резервы площадей для размещения павильонов и шале не исчерпаны и по сей день.

Первая же выставка, получившая название «Мосаэрошоу-92», собрала порядка 300 тыс. гостей. Спустя год первый авиасалон МАКС посетило уже 400 тыс. человек. Цифры, продемонстрированные в 2019 году, ещё выше: 578 тыс. 810 участников и гостей, 26,5 тыс. кв.м. площадей в павильонах и 45 тыс. кв.м. – на открытых и статических площадках. Большая подготовительная работа, проведённая при участии служб института, позволила провести выставку без технических сбоев: работа всех инженерных сетей была безупречной. Безусловно, украшением МАКС является его уникальная лётная программа. В 2019 году 81 воздушное судно выполнили сотни полётов, и мы с благодарностью вспоминаем Николая Шматова – бессменного руководителя полётов ЛИИ имени М.М. Громова, внёсшего неоценимый вклад в безопасное проведение демонстрационной программы всех салонов. Сейчас, когда подготовка к проведению МАКС-2021 находится в полном разгаре, специалисты ЛИИ уже вовлечены в организацию программы полётов и решение других насущных проблем.

АО «Авиасалон» поздравляет со знаменательной датой своих коллег и партнёров, действующих сотрудников и ветеранов ЛИИ им. М.М. Громова. Не сомневаемся, что впереди у института множество прорывных проектов, окрыляющих работ и достижений. Желаем благополучия, процветания и новых высот! Приглашаем всех любителей авиации присоединиться к поздравлениям в «День ЛИИ», проведение которого запланировано в рамках МАКС-2021.

Проведение Международного авиационно-космического салона на современной территории ЛИИ им. М. М. Громова

Источник: пресс-служба «Авиасалон МАКС»