Илл. 1 Фестиваль «НЕБО:Теория и практика». Фото: Юлия СИЛИНА

На аэродроме «Черное» АО «Московский АРЗ ДОСААФ», расположенном рядом с подмосковной Балашихой, в эти выходные прошел авиационный фестиваль «НЕБО: Теория и практика».

Илл. 2 Фестиваль «НЕБО:Теория и практика». Фото: Юлия СИЛИНА

На полосе аэродрома, где обычно проводятся испытательные полеты ремонтируемой на заводе техники, в эти дни собралось огромное количество народа. По словам организаторов, в каждый из дней фестиваля аэродром посещало не менее пятнадцати тысяч человек. При этом все это немалое количество зрителей спокойно размещались на территории фестиваля, не мешая друг другу.

За ограждениями вдоль взлетной полосы аэродрома поставили самолеты и вертолеты, многие из которых являются настоящими раритетами. Так, музей техники Вадима Задорожного представил на выставке копии тех самолетов, что летали в Первую мировую войну – триплан Фоккера, известный любителям авиации как самолет легендарного Красного барона Манфреда фон Рихтгоффена, ставший легендой в своей время Сопвич Кэмел, И-2, некогда любимый многими российскими авиаторами на заре эры авиации. Увидеть такие самолеты вблизи – практически уникальный шанс, который дарит этот фестиваль и музей Вадима Задорожного. В музее этих бортов нет, они постоянно стоят на аэродроме МАРЗа – это не просто копии старинных самолетов, а действующие летательные аппараты, каждый из которых способен подняться в воздух.

Рядом с ними расположилась экспозиция самых разных вертолетов КБ Миля. Как рассказали организаторы, у Павла Николаевича Ненастьева, руководителя МАРЗ, есть в планах собрать на аэродроме полную коллекцию вертолетов Миля. От Ми-1 до самых современных Ми-28 и Ми-38, которые любители авиации могут видеть на показах техники в Кубинке. На МАРЗе традиционно занимаются восстановительными и регламентными работами для вертолетов Миля, этот аэродром – своего рода дом для этих винтокрылых машин, также, как и для легендарных кукурузников – самолетов Ан-2, немалая экспозиция которых также представлена на аэродроме.

Помимо экспозиции вдоль полосы, еще несколько бортов были высставлены отдельно, в стороне, на другой музейной экспозиции на территории фестиваля. Борта не повторяли друг друга, так что посетить стоило обе точки. А на пути от экспозиции вдоль полосы ко второй музейной точке располагалась зона летательных аппаратов АОН, где были представлены интересные современные летательные аппараты.

Многие из них создаются в России с нуля, с этапа разработки проекта, и уже поднимаются в небо. Таким, например, является самолет со складными крыльями Сигма, который представила на выставке Научно-инженерная компания Жуковского (НИК). Резиденты главного российского аэрограда разработали и построили самолет, крыло которого может складываться, причем сделать это пилот может из кабины в автоматическом режиме, складывание крыла не требует усилий от пилота. В таком виде небольшой самолет можно хранить в обыкновенном гараже для авто, ему не требуется специального ангара, что делает хранение этого самолета значительно дешевле. Также в сложенном виде небольшой самолет может транспортироваться в кузове авто или специальном прицепе. Для старта Сигме нужен совсем небольшой разбег, что позволяет ей взлетать с любой полосы, а при необходимости и просто с любой ровной поляны. Самолет можно было увидеть не только на этой выставке. Он появится и на авиасалоне МАКС, который пройдет в июле этого года.

Не менее интересны были в этой экспозиции и вертолеты компании Борисфен – современные, удобные и вместительные. На выставке такой можно было увидеть не только на статической экспозиции, но и в воздухе.

Но большая часть внимания зрителей, конечно, была прикована к небу – в него поднимались с демонстрационными полетами летчики многих летательных аппаратов, выставленных на фестивале. Помимо этого, в рамках фестиваля прошли зрелищные авиационные гонки «Русские авиационные гонки Формула 1», в рамках которых самолеты должны были выполнить проход по специальной трассе с воздушными пилонами, выполняя полеты на определенных высотах и демонстрируя определенный набор элементов пилотажа. А самой интересной частью полетов стало выступление пилотажной группы «Первый полет» и семикратной чемпионки мира по высшему пилотажу Светланы Капаниной. Светлана по традиции не только порадовала зрителей своими головокружительными полетами, но и пообщалась с ними – сначала прямо из самолета, когда ее слова, обращенные к зрителям в эфире, прозвучали из всех динамиков на фестивале, а потом уже после посадки, когда Светлана подарила поклонникам авиации фотосессию.

В финале каждого дня были запланированы соревнования сверхлегкой авиации – парапланы, летающие на крыле, похожем на то, которое используется в парашюты. Они принимали участие в этапе кубка Московской области по своему виду спорта.

Для зрителей это соревнование стало зрелищными полетами, которые продлились более двух часов. Также на конец дня планировались полеты воздушных шаров. Если в субботу погода долго не позволяла полететь шарам, и взлеты их смогли начаться только после восьми часов вечера вместо шести, то в воскресенье к концу фестиваля и вовсе пришел дождь. Из-за погодных условий поднять аэростаты в воздух не представилось возможным вплоть до времени закрытия фестиваля.

Текст: Алена МОРГУНОВСКАЯ