Анастасия Апасейкина — летчик-штурман авиации Росгвардии

Анастасия Апасейкина — летчик-штурман такого серьезного вертолета, как Ми-8АМТ. Эта очаровательная девушка с легкой улыбкой служит в авиации Росгвардии, а ее вылеты — серьезная работа. Анастасия водит свою винтокрылую «птицу», когда наземным подразделениям Росгвардии требуется помощь в проведении специальных операций, а в более спокойные моменты вместе с коллегами патрулирует небо во время общественно-значимых событий и праздников. Мы познакомились с ней во время недавно прошедшей в Москве выставки вертолетной индустрии HeliRussia-2021 и попросили подробнее рассказать о том, как она оказалась на этой необычной пока для девушек профессии и в чем состоит ее служба

— Как Вы приняли решение пойти в авиацию и почему именно в военную?

— Я пилот гражданской авиации, которая поступила на службу в государственную авиацию. Ещё когда я училась в университете, на третьем курсе, я решила пойти в аэроклуб. Я летала на Як-52 и Цессна-172. На Як-52 я осваивала сложный пилотаж, тогда я хотела заниматься спортивным пилотажем. Осваивала фигуры пилотажа — штопор, бочки, петля Нестерова, и прочие фигуры. Я хотела участвовать в соревнованиях, мне это очень нравилось. Но сказалось простое отсутствие достаточного количества денежных средств, на это дорогое «хобби», и решила поступить в летное училище. Я училась в Омском лётно-техническом колледже гражданской авиации — изначально я была коммерческим пилотом, но при поступлении на службу в авиационный отряд специального назначения Росгвардии (который раньше структурно входил в состав другого правоохранительного ведомства) мне присвоили сначала полицейское звание (на основании моего первого высшего образования), а затем при переводе авиационных отрядов на военную службу — воинское звание «лейтенант». Так что могу сказать, что военным лётчиком я стала, изначально не планируя стать военным лётчиком. Хотя в детстве я и мечтала стать летчиком-истребителем (повлияло и то, что отец проходил срочную службу авиатехником в истребительном полку, и то, что к нам прилетали Русские Витязи, когда я была маленькой)

— Сколько длится обучение на военного летчика?

— На пилота гражданской авиации в лётном училище учатся три года.

— Как Вы после обучения попали именно на эту работу?

— Ещё во время обучения в лётном училище к нам приезжали потенциальные работодатели, в том числе и из силовых структур – АОСН МВД и ФСБ. Я считала, что в гражданской авиации в основном возят грузы, вахтовиков, по расписанию летают. Но работать в силовых структурах мне показалось интересным — полеты разнообразные, задачи могут быть интересными и в пилотировании можно научится тому, что в гражданской авиации попросту недопустимо.

— Чем занимается авиация Росгвардии, что входит в ее задачи? Если можно, расскажите об этом подробнее.

— Авиация Росгвардии России включает в себя смешанные авиационные полки, эскадрильи и авиационные отряды специального назначения. На вооружении войск национальной гвардии находится самая разнообразная авиатехника: самолёты, вертолёты, беспилотные летательные аппараты. Авиация выполняет самые разнообразные задачи — перевозка грузов, пассажиров, выполнение особо важных задач. Я служу в авиационном отряде специального назначения. Мы оказываем содействие в борьбе с терроризмом, экстремизмом и преступностью. Повышаем уровень боевой выучки сотрудников и военнослужащих подразделений спецназа Росгвардии, оттачиваем взаимодействие с ними. Проводим воздушное патрулирование на массовых мероприятиях. Авиационные части войск национальной гвардии Российской Федерации имеют на вооружении самолеты Ил-76, Ан-72, Ан-12, Ан-26; вертолёты Ми-26, Ми-24П, Ми-8 различных модификаций, Ка-226, Ансат, R-44, AS-355 Ecureuil, самолеты Як-40, SSJ-100, Л-410, комплексы (аэростаты) высотного наблюдения «Око» и беспилотники как вертолётного, так и самолётного типа.

— На каких типах Вы летаете, есть ли переобучение на какие-то новые типы?

— Я освоила Белл-407, Ми-8Т, летаю на Ми-8АМТ, и прошла переучивание на соосном вертолете Ка-226.

— Вы летаете только в своем регионе или по заданиям отправляетесь в разные регионы страны?

— Да, мы выполняем задачи на территории Российской Федерации, в основном, по субъектам Приволжского федерального округа.

— Каково отношение к девушке на такой службе? Как Вас восприняли коллеги мужчины, когда Вы пришли?

— Нормально приняли (улыбается).

Анастасия Апасейкина. Фото: Алена МОРГУНОВСКАЯ

— Вы впервые выступали на таком мероприятии, как HeliRussia? Как впечатления от выставки?

— Да, я впервые участвовала на подобном мероприятии. Выставка вертолетной индустрии Хелираша 2021 стала для меня одним из важнейших мероприятий в этом году. Совместно с крупнейшим предприятием по производству отечественных двигателей для вертолётов ОДК им. Климова, принимала участие в дискуссии по эксплуатации двигателей ТВ3-117 и вертолета Ми-8АМТ, о перспективах развития программы по производству и технической поддержке двигателей ВК-650В, и необходимости замены иностранных двигателей, используемых на лёгких вертолетах Ка-226 и Ансат. Познакомилась с ведущим программы «военная приемка» канала звезда Алексеем Егоровым, летчиком снайпером пилотажной группы «Беркуты» Дмитрием Миняйло, с генеральным конструктором ОДК им. Климова Всеволодом Елисеевым и многими другими очень интересными людьми. Очень порадовало, что наша отечественная отрасль вертолетостроения, несмотря на сложную ситуацию, развивается, появляется новые вертолеты, такие как вертолет VRT500, авионика, беспилотная авиация.

— Что Вы можете пожелать тем, кто после Вашего выступления и выхода интервью тоже захочет связать свою судьбу с авиацией в погонах?

— Я хочу пожелать верить в себя, не отступать ни перед какими-либо трудностями. Профессия очень интересная, и, по-моему, нет ничего лучшего чем летать, чувствовать машину, воздух. Это непередаваемое чувство, когда понимаешь, что столь сложная техника подчиняется только твоей воле.

Текст и фото : Алена МОРГУНОВСКАЯ