Официально днём рождения авиационной группы высшего пилотажа “Стрижи” является 6 мая 1991 года. В этот день впервые прошло выступление на авиационном показе под этим именем. С тех пор уже 30 лет пилоты демонстрируют непревзойдённое мастерство, а также мощь, управляемость и красоту истребителя МиГ-29. С первого салона МАКС-93 и до настоящего времени невозможно представить лётную программу авиасалонов без их выступлений.
Группа высшего пилотажа “Стрижи”, выполняющая групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманёвренных истребителях четвёртого поколения МиГ-29, была сформирована на базе 234-го гвардейского Проскуровского авиаполка из лучших лётчиков подмосковной Кубинки. В задачи полка входила не только защита воздушных рубежей Москвы, но и демонстрация возможностей передовой авиационной техники. В августе 1983 году полк первым в Военно-воздушных силах нашей страны приступил к освоению МиГ-29 – лучшем лёгком истребителе четвёртого поколения. Уже через год лётчики полка впервые продемонстрировали комплекс высшего группового пилотажа в построении “ромб” из четырёх “МиГов”. Но прошло несколько лет, прежде чем появилось простое и звучное имя “Стрижи”.
Выступление “Стрижей” в мае 1992 года на воздушном празднике во Франции, посвящённом 50-летию эскадрильи “Нормандия-Неман”, стало международной премьерой авиагруппы. Шестёрка “МиГов” в плотном строю выполнила практически полный набор сложнейших фигур высшего пилотажа, постоянно меняя строй самолётов. Эффектное завершение выступления роспуском, сопровождающимся салютом, поразило искушённых западных зрителей. С этого момента начались триумфальные полёты “Стрижей” по всему миру. Начиная с 1991 года группа “Стрижи” ежегодно проводила около 50 показов. В 1993 году “Стрижи” были удостоены звания “Лучшая пилотажная группа мира”. Зрители свыше 28 стран рукоплескали высочайшему мастерству российских пилотов. И сегодня расписание выступлений “Стрижей” составлено на год вперёд.
Знаменитую красно-белую окраску с ярко-синим силуэтом стрижа группа получила в 2003 году после планового ремонта самолётов. Кстати, название группы было вовсе не случайным: чёрные стрижи – рекордсмены среди птиц по горизонтальной скорости полёта. Впервые в новом облике группа выступила на публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка. С этого же момента начинается активное сотрудничество с пилотажной группой “Русские Витязи”, хотя совместные полёты “Стрижи” и “Витязи” проводили ещё с конца 1990-х годов. Российские лётчики первые и единственные в мире демонстрируют совместное выполнение фигур высшего пилотажа на разных типах самолётов.
МиГ-29 – один из лучших самолётов для выполнения группового пилотажа. Это связано, прежде всего, с его разгонными и тормозными характеристиками, благодаря которым машины могут не только демонстрировать уникальную манёвреность, но и выполнять различные перестроения, не уходя далеко от зоны размещения зрителей. Всего в арсенале “Стрижей” более 30 фигур высшего пилотажа, комплекс демонстрационных полётов включает такие порядки как “крыло”, “крест”, “стрела”, “звезда”, “молот”, “пирамида”.
Демонстрационные полёты чередуются с тренировками в родной Кубинке и повседневной работой боевых лётчиков. Отработка простого, сложного и высшего пилотажа, которыми любуются миллионы зрителей по всему миру, имеет свой практический смысл. Каждая фигура даёт лётчику возможность внезапно поменять пространственное положение истребителя и достичь превосходства в воздушном бою. И даже эффектный “салют”, который выстреливают самолёты группы в финале выступления, имеет свой практический смысл: это отстрел ложных тепловых целей, который в реальном бою позволяет “обмануть” головки самонаведения вражеских ракет.
“Стрижи” на МАКС
В 1993 году группа впервые приняла участие в программе демонстрационных полётов авиасалона МАКС и с тех пор становится неизменным участником лётных показов в Жуковском. Практически к каждому своему выступлению на МАКС “Стрижи” готовят новую программу. В 2004 году в программу демонстрационных показов был включён совместный полёт “Русских Витязей” и “Стрижей” в строю “ромб” с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. А на авиасалоне МАКС-2007 группа из девяти самолётов “Стрижей” и “Русских Витязей” в пилотажном порядке “Большой бриллиант” выполнила “бочку”. Расстояние между самолётами не превышало полутора метров. Такого в смешанном строю из разных типов самолётов не удавалось ещё никому в истории мировой авиации.
Мы желаем “Стрижам” и дальше продолжать радовать посетителей МАКС своим мастерством. Всегда с нетерпением ждём, когда в небо над Жуковским вновь взмоет энергичная и фантастически красивая группа самолётов, выполняющая в плотном строю синхронный пилотаж, кажущийся почти невозможным на таких скоростях. И, конечно, надеемся снова увидеть блистающий идеальными гранями знаменитый “Кубинский бриллиант” в исполнении “Стрижей” и “Русских Витязей” – лучших в мире асов высшего пилотажа!
Источник: пресс-служба “Авиасалон МАКС”