Илл. Подводная лодка «Народоволец» Д-2 (Санкт-Петербург). Источник: kraevedspb.ru

Современный Санкт-Петербург примечателен многими историческими местами, связанными с историей Российского государства на его длительном историческом пути. В этой статье расскажем об одном очень интересном музейном объекте, который резко отличается от привычного понятия «музей».

На Васильевском острове на берегу Ковша Галерной гавани расположен филиал Центрального Военно-морского музея имени Императора Петра Великого «Подводная лодка «Народоволец» Д-2». Сама территория, на которой расположен музей, также с петровских времен связана со строительством российского флота, теперь, на пересечении улиц Наличная и Шкиперский проток, появился музейный комплекс, состоящий из здания музея и стоящей на берегу на вечной стоянке подводной лодки «Народоволец» Д-2.

Илл.1 Подводная лодка «Народоволец» Д-2 (Санкт-Петербург). Источник: пресс-служба филиала ЦВММ «Подводная лодка «Народоволец»

Уникальность этого музейного комплекса в том, что подводная лодка «Народоволец» является старейшей из сохранившихся подводных лодок Советского Союза, вторым корпусом из шести построенных подводных лодок I серии или серии «Д» (по первой букве имени головной подводной лодки «Декабрист») в результате реализации первой кораблестроительной программы Советского Союза.

Служба подводной лодки «Народоволец» (с 1927 года), Д-2 (с 1934 года), Б-2 (с 1949 года), УТС-6 (с 1956 года) и вновь «Народоволец» Д-2 (с 1994 года) проходила в составе Морских Сил Балтийского моря (такое название в 1931 году носил ныне Дважды Краснознамённый Балтийский Флот), в составе Северной военной флотилии (флотилия была сформирована как раз после прибытия в 1933 году подводных лодок «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец», а также группы боевых и вспомогательных кораблей в составе Экспедиции Особого Назначения – 1 (ЭОН – 1) на Баренцево море), в составе Северного флота (после его формирования из Северной военной флотилии в 1937 году) и после капитального ремонта с модернизацией в 1939 году вновь в составе Краснознаменного Балтийского Флота.

История службы «Народовольца» насыщена историческими событиями и активным участием во многих ярких и важных и для страны, и для подводного плавания этапах.

Широкомасштабное освоение Северного морского и даже океанского театра, активное плавание в условиях частых штормов, низких температур, первые попытки подледного плавания, решение широкого спектра задач, связанных даже с обеспечением бесперебойной радиосвязи между самолетом и Москвой при знаменитых перелетах через Северный полюс в США, участие в сухопутной обороне города Ленинграда в тяжелые первые месяцы войны, в том числе в условиях блокады, боевые походы в течение всей Великой Отечественной войны, победные торпедные атаки, участие в испытаниях первой системы регенерации воздуха для первой отечественной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» – вот неполный перечень заслуг нашей подводной лодки – музея.

С 1994 года филиал в качестве музея принял в своих отсеках сотни тысяч посетителей, которые получили первые впечатления об особенностях конструкции первых советских подводных лодок, узнали о мастерстве и мужестве экипажей советских подводных лодок, внесших свой вклад в разгром врага, а также узнали об особенностях быта людей на таких подводных лодках во время боевых походов.

Экипаж подводной лодки – музея стремится расширить рамки предлагаемой посетителям экспозиции и дать возможность людям узнать много интересной информации о многогранной деятельности советских и российских подводников, а также кораблестроителей не только первой серии подводных лодок, к которой принадлежит «Д-2», но и многих других за более чем 115-летнюю историю существования этого класса кораблей.

В течение последнего года, несмотря на поразившую мир пандемию, экипаж музея сумел открыть несколько временных выставок, тематика которых связана с историческими датами, значимыми для Военно-Морского Флота Российской Федерации.

В настоящее время в первом отсеке подводной лодки, который при создании конструкции корпуса был запланирован, как самый большой отсек для отдыха рядового состава и самый большой обеденный отсек рядового состава, размещена выставка под названием «Команде обедать!».

Илл.2 Подводная лодка «Народоволец» Д-2 (Санкт-Петербург). Источник: пресс-служба филиала ЦВММ «Подводная лодка «Народоволец»

Столовый инвентарь содержит посуду и элементы сервировки стола на время приема пищи, применявшийся в то далекое время. Система организации питания носила название «по бакам», то есть рядовой состав делился на время завтрака, обеда и ужина по количеству «едоков», порции которых умещались в баки для первого и второго блюд. Обычно это было 10 – 12 человек, из которых по очереди назначался ответственный за получение пищи на камбузе (кухне по-флотски), раздачу порций за столом и уборку обеденных столов и помывку посуды после завершения приема пищи. На флоте такой матрос носил название «бачковой».

Вообще, история организации питания на подводных лодках очень интересный для обычных людей вопрос. Подводные лодки находились в море порой до 60 и более суток и вопрос хранения в условиях высокой влажности и специфической атмосферы в отсеках подводной лодки особенно свежих овощей и фруктов всегда являлся проблемой из-за отсутствия в то время рефрижераторных (холодильных) камер. Кстати, и на подводных лодках послевоенной постройки 613 проекта эта проблема сохранилась. Еще одно интересное замечание – во время Великой Отечественной войны помощник командира фактически исполнял обязанности старшего помощника командира, поэтому за продовольственное обеспечение экипажа отвечал лодочный кок при полном контроле лодочного врача, комиссара и, конечно, командира.

В экспозицию временной выставки входят и демонстрационные таблички с нормами довольствия и меню подводников времен 1905 года и экипажей подводных лодок времен Великой Отечественной войны. Эти экспонаты наглядно показывают, что с момента основания подводных сил питание экипажей было вкусным, разнообразным и калорийным.

Во втором зале музейного здания в этом году к 76-летию Дня Победы появилась временная выставка «Вестник Победы!». В составе экспонатов этой выставки подлинные экземпляры газет различных флотов и флотилий, вышедших из печати 09 мая 1945 года, с опубликованными Актом о безоговорочной капитуляции и Указом Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем Победы и нерабочим праздничным днем.

Две больших фотографии посвящены участию адмиралов, офицеров и моряков в составе сводного полка Военно-Морского Флота в Параде Победы 24 июня 1945 года. Командиром сводного полка был назначен вице-адмирал Фадеев Владимир Георгиевич (на фото внизу крайний слева), командир Севастопольской военно-морской базы в 1944 – 1945 годах.

Интересным экспонатом выставки является небольшой настольный радиоприемник, из которого по команде экскурсовода звучит речь Иосифа Виссарионовича Сталина, произнесенная им по советскому радио в день 9 мая 1945 года.

Каждый год в историческом календаре нашей страны присутствуют знаменательные даты. В этом году 13 мая наша страна отмечала 800-летие со дня рождения Великого Святого Благоверного князя Александра Невского. В связи с этим важным историческим событием в первом зале нашего музея была открыта временная выставка. В составе экспонатов выставки шлем и кольчуга ратников времен Ледового побоища, икона в образе Святого Александра Невского и краткое описание основных заслуг этого выдающегося военачальника, не проигравшего ни одной битвы, а также известного государственного деятеля, очень много сделавшего для укрепления и сохранения своей страны.

Очень интересным является размещение в составе экспозиции макета Императорского Ордена Святого Благоверного Князя Александра Невского — одной из высших наград Российской империи с 1725 по 1917 год. Орден Святого Александра Невского был задуман Петром I для награждения за военные заслуги, однако учреждённый уже после его смерти 21 мая (1 июня) 1725 года Екатериной I («в воздаяние трудов, для отечества подъемлемых») орден стал использоваться и для поощрения гражданских лиц, и стал третьим российским орденом после ордена Святого Андрея Первозванного и женского ордена Святой Великомученицы Екатерины. Орден имел одну степень или класс. Известно 3674 факта награждения за время существования ордена, наиболее щедро награда раздавалась в 1916 году (105 фактов награждения).

Также в экспозиции выставки присутствует макет ордена Алекса́ндра Не́вского — советской награды времён Великой Отечественной войны. Учреждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 одновременно с орденами Суворова и Кутузова для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. Орденом Александра Невского награждались командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов.

За подвиги и заслуги, совершённые в период Великой Отечественной войны, было произведено более 42 тысяч награждений орденом Александра Невского. Три человека награждены тремя орденами, около 100 человек — двумя. В числе награждённых этим орденом более 1470 воинских частей и соединений Советской Армии и Военно-Морского Флота. В годы Великой Отечественной войны орденом были награждены воины более 13 иностранных государств. На знамени одного из воинских подразделений после реорганизации Вооружённых сил в 1990-е — 2000-е года стало три ордена Александра Невского.

Кажется, каким образом связан музей подводной лодки и юбилей Великого князя земли русской? А объясняется все просто – в Военно-Морском Флоте существует традиция о передаче имен собственных боевых кораблей от устаревших к вновь вступающим в строй более новым и современным. Это одна из главных традиций, заложенная Петром I – преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях. Передаваясь от одного поколения кораблей к другому, названия образовывали целые династии “одноименцев”. Не обошла стороной эта традиция и во славу Великого князя Александра Невского. Первым с полным именем стал 66-пушечный корабль «Святой Александр Невский», построенный в Санкт-Петербурге и принадлежавший к большой серии из 58 линейных кораблей «Слава России». На его счету – участие в Семилетней войне (1756–1763 гг.) против Пруссии. Следующим стал «Святой Александр Невский», построенный на Соломбальской верфи в 1760–1762 гг. (тип «Слава России»). Это был корабль с несчастливой судьбой, всего два года спустя он погиб в Ревеле от пожара. Следующий «Александр Невский», как и два его собрата – линейных корабля – принадлежал к типу «Слава России», построен на Соломбальской верфи и вступил в строй в 1772 г.; честно, но без особых событий прослужив положенный срок, он был разобран в Кронштадте в 1784 г. Очередной «Александр Невский» был мощнее предшественников, принадлежал к типу «Царь Константин» и нес на себе 74 пушки; построен на Соломбальской верфи в 1786–1787 г. Он участвовал в войнах со Швецией (1788-1790 гг.) и Францией (1792–1797 гг., 1798–1800 гг.). Следующим «Александром Невским» стал черноморский 50-пушечный фрегат типа «Апостол Андрей», построенный на Херсонской верфи в 1785–1787 гг. Его история связана с блестящими победами над турками святого праведного воина адмирала Феодора Ушакова. Корабль принимал участие в войне с турками 1787–1791 гг., а впоследствии принимал участие в войне с Францией (1798–1800 гг.), перевозя войска на греческий остров Корфу, освобожденный Ушаковым от французов. Ушаков лично держал на нем свой флаг, когда с 16 мая по 5 июня 1790 г., командуя эскадрой из 19 кораблей, бомбардировал укрепления турок в Малой Азии (Синопе и Самсуне) и кавказской Анапе, топил и перехватывал грузовые суда врага. Восьмой «Александр Невский» – балтийский 36-пушечный фрегат типа «Проворный» постройки Охтенской верфи Санкт-Петербурга вошел в строй флота в 1821 г.; в 1826 г. переименован. Девятый, 74-пушечный линейный корабль типа «Иезекииль», построен на Охтенской верфи в 1825–1826 гг. Этот «Александр Невский» принимал участие в знаменитом Наваринском сражении 8 октября 1827 г.. Десятый «Александр Невский», балтийский 50-пушечный винтовой фрегат типа «Дмитрий Донской», стал последним русским военным кораблем, построенным из дерева, и имел наряду с парусным вооружением паровой двигатель. На его счету – так называемая американская экспедиция 1863–1864 гг., когда император Александр II послал свою эскадру в крейсерство к американским берегам, чтобы предотвратить военное вмешательство Англии в американскую гражданскую войну. Возвращаясь в Россию после плавания в Средиземном море, «Невский» принял на борт и доставил тело умершего за границей, в Ницце, цесаревича Николая Александровича (1865 г.).

Имя святого благоверного князя Александра Невского вернулось во флот только в советское время: в 1953 г. в состав Северного флота вошел построенный в Ленинграде легкий крейсер «Александр Невский» (проект 68-бис). Он прослужил в боевом составе до 1989 г.. В экспозиции нашего музея находится макет современного корабля – носителя славного имени «Александр Невский».

Это российская атомная подводная лодка стратегического назначения 4-го поколения, второй корабль проекта «Борей». Эта подводная лодка вступила в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота в конце 2013 года. В настоящее время корабль находится в составе боеготовых сил Военно-Морского флота и надежно обеспечивает стратегическую стабильность в мире. А в составе экспозиции есть фотография экипажа музея совместно с экипажем ракетного подводного крейсера «Александр Невский», прибывшем для ознакомления с историей первенца советского кораблестроения.

В заключении можно отметить, что экипаж музея «Подводная лодка «Народоволец Д-2» стремится как можно интереснее представлять посетителям информацию, освещающую особенности создания подводных лодок и службы их экипажей, а также показывать экскурсантам высокую степень мотивированности и патриотизма людей, выбирающих своей профессией нелегкую, но так необходимую в современном неспокойном мире военно-морскую подводную службу.

Источник: пресс-служба филиала ЦВММ «Подводная лодка «Народоволец»