Кубок Гагарина. Высший пилотаж на реактивных самолетах в Орешково

Первые в истории современной России соревнования по высшему пилотажу на реактивных самолетах, Кубок Гагарина, прошли на аэродроме «Калуга-Орешково» в День России.

Состязания проводились по правилам самолетного спорта. За главный трофей боролись девять пилотов из Московской, Калужской и Тульской областей, которые выявляли лучшего на самолетах L-29 и L-39 (зарегистрированных в Реестре гражданских воздушных судов и имеющих сертификаты летной годности с разрешением полетов на сложный и высший пилотаж). Соревновательная программа включала два комплекса из девяти фигур каждый, известных заранее: петли, полу-петли, переворота на горке, три четвертые петли, вертикальной восьмерки, фиксированных бочек, петли с бочкой и других.

Дмитрий Мотин одержал победу на Кубке Гагарина по высшему пилотажу на реактивных самолетах, набрав 2226,06 очков. Вторым стал Роман Седых (1923,31 очка), бронза досталась Владимиру Роднищеву (1912,82 очков). Соревнования прошли 12 июня на базе аэродрома «Калуга-Орешково».

Мы попросили рассказать подробнее о прошедших соревнованиях не просто абсолютного победителя, но и главного вдохновителя и организатора этого проекта Дмитрия Мотина, а также попросили поделиться впечатлениями одного из выступавших на них летчиков.

Дмитрий Мотин

– Расскажите пожалуйста подробнее про концепцию этих гонок, как она вообще пришла Вам в голову и в чем она заключается? Какие задачи у летчиков, каковы  цели этих соревнований?

– Концепция очень простая – для того, чтобы летать на авиационные гонки на реактивных самолетах, надо уметь хорошо летать на высший пилотаж, поэтому данные соревнования являются квалификационными и отборочными для  дальнейших полетов на гонки в этом сезоне

– Сколько летчиков, на Ваш взгляд, может быть помимо тех, кто сегодня выступал в Орешково, вообще сейчас готовы выступить на таком уровне соревнований?

– На прошлых авиационных гонках у нас выступало одиннадцать человек, вот  я думаю, что примерно таким составом, примерно одиннадцать человек, может быть к ним кто-то  еще добавится – вот это, в  принципе, те, кто может летать в этот сезон гонки на реактивных самолетах.

– А есть ли сейчас какие-то перспективы того, что таких летчиков станет больше? Есть ли какое-то организованное обучение для этого, развитие этого направления? Какова сейчас ситуация с этим?

– Перспективы в этом плане достаточно слабые, если реально смотреть на вещи, потому что в принципе мало у кого есть реактивные самолеты, мало кто на них умеет летать, тем более мало кто умеет летать на них хорошо и безопасно.

– То есть, по-хорошему, нужно финансирование со стороны государства, чтобы снова полноценно восстанавливать это направление авиационного спорта и авиационной подготовки гражданских летчиков?

– Ну, это направление в принципе утрачено было тридцать лет назад, а до этого в течение тридцати лет ежегодно проводились чемпионаты ДОСААФ, чемпионаты Военно-воздушных сил. С 1991 года такие соревнования не проводятся, и сейчас мы возрождаем это как дисциплину самолетного спорта. Надеяться на государство, конечно, надо, и хотелось бы, но вера в это пока, к сожалению, слабая.

 Владимир Николаевич Радищев

– Скажите пожалуйста, как Вы пришли на эти соревнования, почему Вы их выбрали?

– Пришел… Да вот, заставили вот эти вот люди (смеется). Сказали, надо разбавить состав, приходите.

– В ближайшее время еще планируются подобные соревнования? Или в следующем сезоне?

– Насчет сезона посмотрим…Вообще, надеемся, что пройдут соревнования осенью в Геленджике. Может быть, будут проведены тренировочные сборы с элементами соревнований среди летчиков, выступавших сегодня, для поддержания и развития летных навыков. Возможно, еще можно будет рассчитывать на проведение соревнований в Нижнем Новгороде  и Туле, но пока над этим ведется работа, точного согласования и дат пока нет. Как  только появится информация – расскажем.

– А планируется ли формат проведения подобных соревнований с посещением зрителей? И если да, то чем он, может быть, будет отличаться от таких чисто рабочих, закрытых соревнований, где присутствуют только судьи и спортсмены?

(вместо него отвечает Дмитрий Мотин):

– Я думаю, что если будут проходить соревнования в Нижнем Новгороде или Геленджике, то, конечно, будут там зрители. Сюда мы зрителей не приглашали, потому что это соревнования, скажем так, пробные, тестовые, установочные, поэтому это то, что скорее надо для нас, ну и для СМИ, для освещения этого. Зрителей приглашать сюда мы не планировали, но в дальнейшем, конечно, такой вариант есть.

Беседовала Алена МОРГУНОВСКАЯ

Фото: Юлия СИЛИНА