ЦАГИ издал учебник «Основы динамики полета»

Как летает самолет? Как привести в равновесие действующие на него силы моменты? Как обеспечить устойчивость и управляемость летательного аппарата (ЛА)? Что такое современная система управления (СУ) ЛА и какие функции на нее возложены? Ответы на эти и другие вопросы даны в книге начальника отделения динамики полета ФГУП «ЦАГИ», д.т.н. Сергея Баженова «Основы динамики полета». Издание увидело свет весной 2021 года.

Как отмечается в предисловии книги, она является учебником, ориентированным на студентов и аспирантов отраслевых вузов. Ее цель — ознакомление с базовыми понятиями динамики полёта и СУ самолетов.

В основу издания лег годовой курс лекций «Динамика полета», который Сергей Баженов более 20 лет читает на факультете аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института (ФАЛТ МФТИ). В нем использованы материалы выдающихся ученых ЦАГИ, профессоров Г.С. Бюшгенса, Г.В. Александрова, Г.И. Загайнова и А.И. Дынникова, которые вели предмет ранее, а также более современные материалы сотрудников отделения динамики полёта и систем управления Л.Е. Зайчик, В.И. Желонкина и др.

По мнению автора, к настоящему моменту образовался целый ряд причин для выпуска издания такого рода. Во-первых, появились цифровые СУ, позволившие значительно расширить функциональный набор комплексных СУ. Во-вторых, последние 20-30 лет в России издавалось крайне мало научной и учебной литературы по данной тематике. И перед «Основами динамики полета» стоит цель устранить этот пробел. В-третьих, неоднократные беседы автора с молодежью МФТИ, МАИ и других вузов подтверждали, что существует запрос на простое, понятное, но в то же время строгое с математической и технической точек зрения пособие, которое знакомило бы их с основными научными направлениями, связанными с управлением самолетом.

«Дисциплина „Динамика полета“ охватывает большое количество вопросов, которые не могут быть подробно рассмотрены в годовом курсе или одной книге. По этой причине в издание включены лишь проблемы динамики самолетов и ЛА самолетного типа. Однако в нем приведен обширный список источников, к которым можно обратиться, чтобы получить более подробную информацию по вопросам, не рассмотренным с необходимой глубиной. Надеюсь, что оно будет полезно не только студентам, аспирантам, но и инженерам, и научным работникам, специализирующимся в области динамики полета и СУ самолетов, а также широкому кругу читателей, интересующихся данным предметом», — говорит начальник отделения динамики полета ФГУП «ЦАГИ», д.т.н. Сергей Баженов.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Источник: пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»