dubai-air-show-2021-grazhdanskaya-technika

DUBAI AIR SHOW-2021. Гражданская техника

Выставка Dubai Airshow в 2021 году порадовала нас и мировыми премьерами, и насыщенной лётной программой. Да, на МАКС полётов больше, но иной техники, что демонстрируется здесь, в наших краях не показывают. Так что, впервые после длительного перерыва, знакомимся с новинками мировой авиаиндустрии вживую.

Самая известная и крупнейшая авиакомпания в регионе – Emirates. Её широкофюзеляжные лайнеры выполняют полёты из дубайского аэропорта в пункты назначения в Азии, Европе, двух Америках и на австралийском континенте. Для Airbus и Boeing это важнейший клиент, благодаря которому запускаются (и без поддержки которого закрываются) программы широкофюзеляжных самолётов. Boeing сделала всё возможное, чтобы её новинка Boeing 777X заняла место в парке этой компании.

Boeing-777X
Boeing 777X. Илл.1

Ещё совсем недавно глава Emirates сетовал на то, что сертификация и поставки самолёта сильно отстают от ранее озвученного графика. Но в ходе выставки господин Кларк сменил гнев на милость. Теперь он готов ждать 2023 года.

Boeing-777X
Boeing 777X. Илл.2

Это означает, что шансы американского производителя сохранить лидерство в поставках нового поколения широкофюзеляжников сохраняются.

К слову, 777X летал очень активно, а вираж под углом почти в 100 градусов выглядел настолько вызывающе, что невольно учащался пульс. Но гигант плавно выравнивал крен и под негромкий шум огромных моМариторов переходил к следующей эволюции.

Что на это отвечают в Тулузе? Заявление о том, что на базе Airbus A350-1000 будет создан грузовой лайнер, встречено в индустрии с оптимизмом. Действительно, размер палубы и грузоподъёмность у новинки будут больше, чем у существующего Boeing 777F, а эксплуатационные расходы окажутся ниже. Правда, пока только сделан анонс запуска программы, а потому смотрим на хорошо знакомый нам по другим выставкам «карбоновый» A350.

Airbus-A350-1000
Airbus A350-1000. Илл.1

В подтверждение серьёзности намерений Airbus принял первый заказ на этот грузовик. Air Lease Corp подписала соглашение о намерениях на поставку семи A350F, став первым заказчиком.

Airbus-A350-1000
Airbus A350-1000. Илл.2

Кроме того, в соглашении упоминаются 25 A220-100, 55 A321neo и 20 сверхдальнобойных A321XLR, а также четыре A330neo.

Вообще европейцам удалось в этом году сорвать жирный куш. Indigo Partners, компания, которая запустила лоукост-проекты Wizz Air, Frontier, Volaris и JetSMART, разместила заказ на 255 самолётов семейства A321neo, включая 29 машин в версии XLR. Эти машины уже не горячая новинка – A321neo имеются у местного перевозчика Air Arabia. Но количество… это заявка на победу!

Airbus-A321neo
Airbus A321neo

В Boeing не дали разгромить себя всухую. Старт-ап из Индии Akasa Air подтвердил намерение сформировать парк из 72 Boeing 737 MAX. По понятным причинам, фотографий самолётов для нового заказчика нет. Но есть Boeing 737 Max 9 EcoDemonstrator авиакомпании Alaska Airlines, который был на выставке.

Boeing-737-Max-9-EcoDemonstrator
Boeing 737 Max 9 EcoDemonstrator

Ещё один представитель семейства 737 – в ливрее FlyDubai, крупнейший эксплуатант 737 в регионе.

Глядя на успехи конкурентов, в том числе в странах Персидского залива, в ОАК не унывают. МС-21-310, впервые представленный за пределами России, активно летал, привлекательно стоял, и в самолёт часто поднимались посетители, в которых узнавались главы крупных авиакомпаний. Хочется верить, что наступит день, когда на дубайском авиашоу за контракты на узкофюзеляжные лайнеры будут успешно сражаться не две, а три или четыре компании, включая «Иркут».

МС-21-310-ill-1
МС-21-310. Илл.1
МС-21-310-ill-2
МС-21-310. Илл.2

Чем ещё порадовали нас иностранные авиапроизводители? Накануне выставки социальные сети облетела фотография с зеркальными буквами МС-21, информационным стендом МС-21-300 и свежим Airbus A330neo авиакомпании Uganda Airlines. Но уже в первый день работы выставки всё встало на свои места.

МС-21-310-ill3
МС-21-310. Илл.3

Светлый саудовский Dreamliner хорош и днём, и в сумерках.

Boeing_787_Dreamliner
Boeing 787 Dreamliner

Красавец A350 из Etihad.

Рядом с A350-900 из Эфиопии стоит A380 авиакомпании Emirates. Компания порадовала любителей больших самолётов заявлением о том, что скоро 60 гигантов, ранее припаркованных, вернутся в небо.

Airbus-A350-900
Airbus A350-900

На ступеньку ниже по размерности бизнес-джет от Airbus…

…и Boeing 737 MAX FlyDubai, вариант «ночной».

Boeing-737-MAX-FlyDubai
Boeing 737 MAX FlyDubai

Знакомый по Ле Бурже и МАКС-2019 Tech Lion от Embraer…

Embraer-E195-E2-Tech-Lion
Embraer E195-E2 «Tech Lion»

…и Airbus A220 компании airBaltic. Правда, от него в кадре остался только хвост, но в старом добром мультфильме нас уверяли, что хвост – это главное!

Airbus-A220
Airbus A220

Из бизнес-джетов отмечу 8X и макет салона 6X от Falcon, знакомые нам по RUBAE.

Далее Global 7500

Bombardier-Global-7500
Bombardier Global 7500

И самый классный – Aurus Business Jet. В том числе и с почётным эскортом в виде Дримлайнера и «Альфурсанов».

Aurus-Business-Jet
Aurus Business Jet

Совсем небольшой Tecnam P2012…

Tecnam-P2012
Tecnam P2012

…и симпатяга Cirrus Vision Jet необычной формы и конструкции.

Cirrus-Vision-Jet
Cirrus Vision Jet

Маленькая Cessna 182 интересным номером DU-001 стояла особняком на красном ковре как главный гвоздь салона. Что в ней такого удивительного, никто не понял…

Cessna-182
Cessna 182

Неожиданно на статике GEnx – самый большой в мире авиадвигатель. Его диаметр больше, чем диаметр фюзеляжа любого регионального самолёта!

Не вся продуктовая линейка ведущих производителей была представлена «в натуре». С некоторыми самолётам можно было познакомиться только на стендах, где были размещены модели. Boeing показал «девятку» 777, две «десятки» (737 и 787), а также 777F.

А у Airbus был инновационно-перспективный ZEROE.

Подведём итоги. Airbus сорвал джек-пот и увезёт домой большую пригоршню монет.

Boeing получает поддержку со стороны авиакомпаний стран Персидского залива…

А «Иркут» показывает свои амбиции на перспективном рынке среднемагистральных пассажирских самолётов.

Автор текста и фото: Марина Лысцева