Подведены результаты работы лабораторий НЦМУ «Сверхзвук» за 2021 год. Источник: пресс-служба ФГУП "ЦАГИ"

Отчетное заседание Научного совета Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук») состоялось в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Встреча прошла в онлайн-формате в январе.

Главной темой повестки дня стали результаты работы лабораторий НЦМУ «Сверхзвук» в 2021 году. Открыл заседание генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало. «Сегодня мы с вами подводим итоги деятельности НЦМУ «Сверхзвук» за год. Нашими учеными в очередной раз получены высокие научные результаты, на основе которых будут сформированы рекомендации по их дальнейшему использованию. Отмечу, что в ближайшем будущем на заседании Международного наблюдательного совета нам предстоит рассмотреть и утвердить стратегию развития центра после 2025 года», — сказал Кирилл Сыпало.

С докладом о деятельности лаборатории № 1 «Аэродинамика и концептуальное проектирование сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС) с низким звуковым ударом» выступил возглавляющий ее научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев. Он рассказал о методах аэродинамического проектирования СПС — оптимизации формы поверхности летательного аппарата, снижении лобового сопротивления за счет перераспределения давления на крыле. Также С.Л. Чернышев сообщил о результатах исследований в области звукового удара, таких как разработка методов формирования заданного профиля ударной волны и расчета распространения звукового удара в неоднородной слоистой атмосфере. В лаборатории создан прототип СПС R1, который используется в работе всего консорциума. В дальнейшем его конфигурация будет развиваться и усложняться.

Руководитель лаборатории № 2 «Аэроакустика и вибрации», начальник отделения аэроакустики ФГУП «ЦАГИ», доктор физико-математических наук Виктор Копьев представил итоги, включающие разработку новой фундаментальной модели генерации шума турбулентной струей, численное моделирование шума высокоскоростных струй и планера СПС. Кроме того, он рассказал о результатах изучения взаимодействия струи и планера, в частности, о ее влиянии на акустические нагрузки на поверхности СПС.

О ряде важных достижений сообщили представители и других подразделений НЦМУ «Сверхзвук». Руководитель лаборатории № 3 «Прочность и интеллектуальные конструкции», доктор технических наук, академик РАН Валерий Матвеенко выделил следующие результаты: разработку бионической концепции многоуровневой системы защиты силового каркаса СПС от ударных и климатических воздействий и разработку конструктивно-силовой схемы прототипа СПС; формирование методов применения пьезоэлектрических элементов для улучшения свойств конструкции планера.

Руководитель лаборатории № 4 «Газовая динамика и силовая установка», доктор технических наук Александр Ланшин рассказал о создании математической модели силовой установки СПС, итогах численных исследований входных устройств СПС и моделировании источников образования вредных выбросов самолета. Он также представил результаты испытаний по применению в горячих частях двигателя СПС высокотемпературных композиционных материалов.

Ключевые проблемы и особенности СПС как объекта управления были описаны руководителем лаборатории № 5 «Искусственный интеллект и безопасность полетов», доктором технических наук Александром Ефремовым. Он сообщил о разработке подхода к формированию единого информационно-управляющего поля кабины СПС, не имеющей внешнего остекления, и о результатах исследований по выбору различных типов рычагов управления. Еще одной темой обсуждения стало формирование облика пилотажного стенда СПС.

Представленные результаты работы лабораторий НЦМУ «Сверхзвук» будут использованы для решения ряда фундаментальных, поисковых и прикладных задач с целью достижения качественно новых экологических и экономических показателей СПС, необходимых для серийного производства лайнера. Это позволит создать СПС с низким уровнем звукового удара и шума, не имеющий аналогов в мире.

Состав Научного совета НЦМУ «Сверхзвук» был утвержден общим собранием участников 24 декабря 2020 года. В него входят ведущие ученые в области авиастроения — представители российских участников НЦМУ «Сверхзвук» и зарубежные эксперты, включая Бернда Либхарда (Bernd Liebhardt) из DLR (Германия), Жеральда Каррьера (Gérald Carrier) из ONERA (Франция), Стефана Лемера (Stephane Lemaire) из Dassault Aviation (Франция), Сергея Карабасова из Queen Mary University of London (Великобритания) и Николь Виола (Nicole Viola) из Politecnico di Torino (Италия). Председателем Научного совета избран начальник отделения аэроакустики ФГУП «ЦАГИ» и руководитель лаборатории № 2 НЦМУ «Сверхзвук», доктор физико-математических наук Виктор Копьев.

Инициатором НЦМУ «Сверхзвук» и координатором консорциума выступает ФГУП «ЦАГИ». Проект реализуется с 2020 по 2025 годы.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Источник: пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»