В этом году заключительный этап олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Авиастроение» проходил в онлайн-формате. Оргкомитет долго держал финальные кейсы в секрете, и участники не знали, с чем им предстоит работать. Студенты получили задания за три дня до презентации проектов.
В итоге магистрам и специалистам была предложена концепция более электрического самолёта — «гринлайнер». Студенты должны были за 72 часа разработать проект экосамолёта с изменением углеродного следа и интегрировать электрические системы таким образом, чтобы Грета Тумберг могла сесть в самолёт и не переживать за экологию, как шутят организаторы.
От студентов бакалавриата, в свою очередь, требовалось разработать концепт беспилотного летательного аппарата под тактико-технические требования, а именно: способность перевозить 300 килограмм полезной нагрузки и иметь дальность полёта 1000 километров. Так, проекты будущих бакалавров должны были соответствовать характеристикам аэродинамики, топливной эффективности и скорости.
72 часа на проектирование, 7 минут на выступление и всего 5 минут на вопросы — в таком режиме студенты защищали свои проекты. Пресс-служба МАИ пообщалась с главными разработчиками направления «Авиастроение» олимпиады «Я — профессионал» — Ильёй Константиновым и Александром Хваном. Маёвцы рассказали, зачем нужны такие рамки, кто попадает в финал олимпиады и что даёт сертификат призёра.
Как устроен маёвский трек «Авиастроение»
Александр: Маёвский трек представлен отборочным этапом, полуфиналом и финалом. Первые два этапа мы проверяем академические знания, на полуфинале оцениваем прикладные знания, а в финале даём творческий кейс, чтобы понять, как студенты ощущают себя внутри индустрии. В этом году мы из 1000 человек отобрали 24 лучших студентов, показавших максимум своих знаний. Финал подразумевал трёхдневную подготовку проекта и его презентацию, но участники заключительного этапа должны были быть готовы к подобным условиям, поскольку они уже дошли до финала серьёзной всероссийской олимпиады. По сути, за 72 часа им предстояло разработать 50 процентов своего диплома, и наш опыт показал, что это реально. Студенты в короткие сроки справились с анализом рынка, рисунком самолёта, подготовкой финансово-экономической модели, списка партнёров и упаковкой всего этого.
Илья: Для лучших участников всероссийской олимпиады «Я — профессионал» предусмотрены призы: дипломанты получат льготы при поступлении в магистратуру ведущих вузов страны, а также будут претендовать на стажировку в крупных профильных компаниях. У МАИ есть договорённость с Объединённой авиастроительной корпорацией, АО «Кронштадт» и Центром БЛА МАИ. А медалисты, кроме того, получат денежное поощрение от 100 до 300 тысяч рублей.
Кто придумал задания и каких решений ожидали от участников
Илья: Задания придумывались нами как раз совместно с Объединённой авиастроительной корпорацией и АО «Кронштадт». Если говорить про гринлайнер, то в этой области существуют определённые типовые решения и концепции, которые обсуждаются уже лет десять. Здесь речь о силовых установках, углеродных следах. Были участники, которые явно использовали решения, гуляющие в интернете, а были те, кто предлагал нестандартные ответы, которые не обсуждались громко или публично. Здесь два варианта: или финалист провёл очень глубокий анализ, или давно изучает вопрос и разбирается в теме.
В задании с беспилотниками мы берём фокус на электрификацию. В авиации более электрические самолёты — это целая философия. Мы примерно представляли возможные ответы заранее, но сложность и интересность кейса состоит в том, что финалисты должны были понять своё тактико-техническое задание, разобраться в трендах и оценить, способны ли они покрыть заданные характеристики. Важно было отыскать комбинированное решение.
Что даёт участие в «Я — профи»
Александр: В первую очередь, это дополнительное стимулирование, поскольку на некоторых программах серьёзная конкуренция, а на авиастроение — всегда полный конкурс. Дополнительные баллы станут существенным преимуществом.
Илья: «Я — профи» — относительно молодой проект, он только набирает обороты, но уже сейчас студенты понимают, что участие и призовое место на всероссийской олимпиаде — это имидж и крутое портфолио.
Как «Я — профи» помогает построить карьеру
Илья: Если рассматривать карьерный путь молодого специалиста, то он всегда начинается с относительно невысоких позиций. «Я — профи» — это ценная строчка в резюме для работодателя. А поскольку мы напрямую сотрудничаем с корпорациями и можем давать рекомендации, шансы студента на предложение более высокой должности становятся выше. Тебя замечают.
Александр: Проще говоря: на тебя направили прожектор, наши корпорации-партнёры на тебя смотрят и хотят взять на работу. Самое главное не упустить эту возможность.
Как МАИ сотрудничает с призёрами
Александр: Мы являемся связующим звеном в коммуникации между студентами и корпорациями — нашими партнёрами, которые принимают финалистов и призёров олимпиады на стажировку. Здесь МАИ выступает оператором.
Илья: МАИ даёт возможности. Мы создали площадку и инфраструктуру, на базе которых можно реализовать интеграцию запроса от коммерческих компаний, нашего академического опыта, амбиций, и дать участникам возможность почувствовать весь этот экспириенс, попробовать свои силы.
Как придумать победный проект
Александр: В этом году студенты магистратуры и специалитета, например, разделились на две категории. Это ребята, которые подошли к выполнению задания с точки зрения реалистичности производства, и футуристы-романтики, которые ушли в инновации. Могу смело сказать, что высокобалльниками стали и те, и другие — весь вопрос состоит в подходе, который они презентуют. Жюри однозначно оценило схему абсолютно летающего крыла и варианты силовых установок с биотопливом — тут важно защитить проект, взять за основу научный подход и объяснить, почему водород и керосин — это небезопасно, а также убедить комиссию, что половина участников предложила неправильное неэкологичное решение. Нестандартные подходы цепляют.
Илья: При этом очевидно, что если доля инновации и футуризма в работе доходит до 90 %, то вряд ли участник проработал экономическую, социальную и другие стороны. Футуризм — это когда никто не знает, как проект реализовать на практике, и студент, конечно, тоже не ответит на эти вопросы. Но если мы рассматриваем работу с очень низкой долей инновации, то без проблем можем посчитать экономическую, технологическую и техническую составляющую. Секрет успеха — соблюдение баланса. Это по сути прикладная задача любого главного конструктора во всём мире: сделать шаг вперёд, не потратив больше, чем лежит в твоём чемодане.
Можно ли попасть в финал, пользуясь интернетом
Александр: Чтобы дойти до финала, интернета точно будет недостаточно, поскольку задания разработаны на достаточно высоком уровне. На «Я — профи» представлены авторские задачи — ответов на них нет в интернете. Если у тебя нет достаточного уровня компетенций, то хоть зачитай теоретический раздел учебника Демидовича — ты никогда в жизни не сделаешь уравнение, если не понимаешь сути. Чтобы разобраться в этом, тебе нужен серьёзный бэкграунд.
Илья: То же касается и полуфинала. Для начала тебе нужно хотя бы понять, что гуглить, и как минимум определить раздел науки. Вот берём мы задачу по аэродинамике: а о каком явлении речь, что конкретно мы рассматриваем? Без понимания всей картины, ты не реализуешь ни одной формулы.
Кого можно назвать профи
Александр: Человека, который заинтересован. Студенты чувствуют драйв: они приходят на олимпиаду, интересуются заданиями, которых они не встречали в учебнике, думают над кейсами, ловят азарт, хотят скорее узнать, что будет в полуфинале. Но мы ни в коем случае не делимся.
Илья: Авиастроение сейчас — это не только проектирование, чертежи, прочностные расчёты и так далее. Авиастроение — это про полноценный жизненный цикл. Сегодня нельзя быть просто инженером или просто технологом, нужно быть частью этого жизненного цикла. Да, твоим основным профилем могут быть исследования, но если ты сам не понимаешь, какой вклад вносишь в общий жизненный цикл, то тебе будет тяжело двигаться дальше. Маёвский трек олимпиады «Я — профессионал» — это про междисциплинарность. Наши кейсы затрагивают все аспекты, вплоть до утилизации, поэтому призёрами становятся студенты, которые ориентируются во всём, хотя бы примерно.
Источник: пресс-служба МАИ