ЦАГИ представил результаты исследований по динамике полета в интересах НЦМУ «Сверхзвук»

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского совместно с партнерами провел семинар «Динамика и управление полетом летательных аппаратов». Соорганизаторами мероприятия выступили Московский авиационный институт (МАИ) и Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Семинар прошел в апреле на площадке МАИ.

Предметом обсуждения стали исследования в области динамики полета и управления, проводимые в Научном центре мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук»), инициатором создания которого является ЦАГИ. Данной тематикой занимается лаборатория «Искусственный интеллект и безопасность полетов» под руководством заведующего кафедрой МАИ, доктора технических наук Александра Ефремова.

Ученые отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ» представили доклад, обобщающий теоретические и расчетные исследования, проведенные в рамках НЦМУ «Сверхзвук» в 2021 году. Были продемонстрированы результаты анализа, расчетов и экспериментов по разработке высоконадежных алгоритмов систем ручного и автоматического управления полетом сверхзвукового пассажирского самолета (СПС). В частности, речь шла о функциях управления (комфорта пассажиров и экипажа) и предупреждения критических режимов. Также специалисты рассказали об изучении элементов человеко-машинного интерфейса и обеспечении управляемости СПС на различных режимах полета.

Среди других рассмотренных вопросов – разработка единого информационно-управляющего поля кабины самолета на основе технологий искусственного интеллекта, технического зрения и дополненной реальности на пилотажном стенде ЦАГИ, создание интеллектуальной системы поддержки экипажа в сложных режимах полета и анализ рисков для безопасности полета, обусловленных человеческим фактором. Отдельное внимание было уделено исследованиям по формированию и оптимизации траекторий СПС, адаптированных к требованиям перспективной системы организации воздушного движения и ограничениям по звуковому удару.

«Когда речь идет о работе на переднем крае науки – а именно так можно охарактеризовать фундаментальный поиск в интересах создания сверхзвукового пассажирского самолета – огромное значение имеют опыт ЦАГИ в области исследований динамики полета и передовая экспериментальная база. Это помогает нашей лаборатории в рамках НЦМУ «Сверхзвук» решать задачи, связанные с использованием самых передовых подходов, – примером могут служить технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности», – отметил научный сотрудник НЦМУ «Сверхзвук», начальник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», доктор технических наук Сергей Баженов.

На семинаре также обсуждались научные результаты партнеров ЦАГИ по консорциуму НЦМУ «Сверхзвук». В частности, коллеги из МАИ выступили с докладами об интеллектуальном управлении сверхзвуковым пассажирским самолетом, а ученые Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова рассказали о математических аспектах формирования алгоритмов динамической имитации управляемого полета.

НЦМУ «Сверхзвук» решает фундаментальные, поисковые и прикладные научно-технические задачи для разработки сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Идеологом создания и координатором центра выступает ФАУ «ЦАГИ». Помимо ФАУ «ЦАГИ», в состав НЦМУ «Сверхзвук» входят ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН, ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФАУ «ГосНИИАС», МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН». Проект реализуется с 2020 по 2025 год. Планируемые результаты деятельности НЦМУ «Сверхзвук» – инновационные конфигурации сверхзвукового пассажирского самолета с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения и технологий дополненной реальности в кабине экипажа и др.

Источник: пресс-служба ФГУП ЦАГИ