ЦАГИ – полёТу: первый отечественный цельнометаллический гидросамолет АНТ-8

АНТ-8 – морской дальний разведчик, созданный отделом гидроавиации, авиации и опытного строительства (АГОС) ЦАГИ. Этот первый в истории отечественной авиации цельнометаллический гидросамолет позволил ученым и конструкторам сделать заметные шаги в освоении такого типа летательных аппаратов.

Гидроавиация была одной из тем, которые всегда находились в фокусе внимания А.Н. Туполева: даже темой своего диплома он в свое время выбрал «проект гидроаэроплана». Задание разработать морской дальний разведчик ЦАГИ (где конструктор в то время возглавлял АГОС) получил в 1925 году. Однако по причине загруженности отдела Андрей Николаевич не смог приступить сразу к выполнению этого поручения и предложил промежуточный вариант: поставить на поплавки только что построенный АНТ-4, а после – АНТ-7. Следует отметить, что в дальнейшем эти решения доказали свою целесообразность: модифицированные таким образом самолеты успешно применялись.

Спустя пять лет, 26 июля 1930 года, макет АНТ-8 был утвержден. Морской самолет «позаимствовал» крыло и горизонтальное оперение у пассажирского АНТ-9. Новая машина имела два двигателя с толкающими винтами (это снижало риск повреждения при волнении), расположенных на стойках под крылом. При создании АНТ-8 одной из ключевых тем стала конструкция корпуса, которая по сути была экспериментальной: гидроканал ЦАГИ еще не был введен в эксплуатацию, поэтому обводы выбирались «интуитивно». Самолет имел несущие подкрыльевые поплавки, благодаря которым часть нагрузки во время движения снималась.

Морской дальний разведчик подняли в воздух 30 января 1931 года. Испытания проходили при участии знаменитых летчиков М.М. Громова и Н.Г. Канастаева. По итогам полетов были сделаны выводы о хорошей мореходности нового судна, способности совершать взлет и посадку даже в условиях значительного волнения.

К сожалению, вынужденная задержка постройки сыграла против АНТ-8: проект успел морально устареть, а потому в серийное производство его было решено не запускать. Андрей Николаевич, желая утешить своих коллег, сказал: «Как говорится, первый блин комом, но падать духом не нужно. Подумайте, у нас сложился коллектив морских самолетчиков. Во-вторых, вы сумели подобрать неплохие обводы для своей первой лодки, хотя гидроканал еще не начал работать… В-третьих… наши материаловеды все-таки нашли средства для борьбы с коррозией дюраля в морской воде. Наконец, машина-то вышла совсем неплохой».

Андрей Николаевич оказался прав: после работы над АНТ-8 востребованность гидропланов стала расти.

Источники: Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1991. Бодрихин Н. Г. Туполев. Молодая гвардия. М., 2011.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).

Источник: пресс-служба ЦАГИ