«Мы обязаны спроектировать необычный самолет. Это должен быть крупный технический скачок. Нужно иметь скорость большую, чем у истребителей, и максимальную бомбовую нагрузку. Чтобы стать массовой, машина должна быть очень простой в производстве и в эксплуатации… В самолете мы должны сконцентрировать все наши знания, способности и творческую энергию…» – так сформулировал свой взгляд на новый фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2 А.Н. Туполев. Поручение о его разработке Андрей Николаевич получил, находясь в заключении в Центральном конструкторском бюро ЦКБ-29.

Ни один туполевский самолет, как до, так и после Ту-2, не строился с таким количеством трудностей и высоких затрат физических и нравственных сил. В ЦКБ-29 он значился как «проект Т-103». В сжатые сроки было необходимо создать четырехмоторный пикирующий бомбардировщик. Однако конструктор выработал и предложил другую концепцию – бомбардировщика с двумя моторами, противопоставив ее решению высшего руководства. Эту идею Туполев отстоял и реализовал в дальнейшем; правоту Андрея Николаевича доказала история создания и боевого применения летательного аппарата.

Непростым и тернистым стал весь дальнейший путь самолета. Тактико-технические требования ВВС на Ту-2 были получены в марте 1940 года, и уже в октябре того же года завершилась постройка первого экземпляра бомбардировщика. Прототип, созданный в условиях ЦКБ, имел блестящие летно-технические характеристики. Однако в серию машину поставили лишь в 1943 году. Когда «проект Т-103» начали переделывать в серийный вариант – Ту-2, в соответствии с требованием заказчика, ухудшились его летные характеристики. И все же, несмотря ни на что, спустя годы его назовут лучшим фронтовым бомбардировщиком того периода.

В работе по «проекту Т-103» Туполев настоял на широком привлечении коллективов Центрального аэрогидродинамического института, ЦИАМ, других институтов и КБ.

Ту-2 стал самым большим самолетом, испытанным в натуральную величину в аэродинамической трубе Т-101 ЦАГИ. В установке проводились испытания на спектр обтекания по наклеенным на поверхности модели шелковинкам, которые поворачиваются по направлению потока и раскрывают физическую картину течения воздуха.

Другим крупным пластом работ ЦАГИ стали исследования нового летательного аппарата на прочность. В 1941 году в институте проводились статические испытания крыла и расчеты на флаттер. Были выработаны практические рекомендации, повысившие боевые и летные качества самолета.

В дальнейшем Ту-2 неоднократно использовался как летающая лаборатория в различных экспериментах. Он стал первым советским самолетом, на котором установили радиолокатор. На Ту-2 испытывались в полете первые реактивные двигатели. В числе модификаций – разведчик, дальний бомбардировщик, торпедоносец, ночной перехватчик и др. Серийно он выпускался с 1942 по 1952 годы, за этот период советские заводы поставили более двух с половиной тысяч машин различного назначения.

В 1943 году за разработку одного из лучших фронтовых бомбардировщиков в истории мировой авиации Андрей Николаевич Туполев был удостоен Государственной премии первой степени.

Источники: Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1991; Бодрихин Н.Г. Туполев. М.: Молодая гвардия, 2011; Кербер Л.Л. Ту – человек и самолет. М.: «Сов. Россия», 1973.

Источник: пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»