ЦАГИ принял участие в международной конференции «Скоростной транспорт будущего»

Руководители и специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приняли участие в 1-й Международной научно-технической конференции «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения». Мероприятие, организатором которого выступил Московский авиационный институт (МАИ), стартовало 29 августа в оздоровительно-учебном центре «Алушта» (г. Алушта). Его выездные сессии прошли в рамках научного форума «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта» на Федеральной территории «Сириус» (г. Сочи) с 4 по 9 сентября.

Конференция состоялась в рамках плана мероприятий по реализации программы создания и развития научного центра мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук») на 2020–2025 годы. Ее основной целью являлось формирование отечественной базы фундаментальных знаний, необходимых для развития ключевых технологий создания новых образцов скоростного транспорта, в том числе – сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС) нового поколения.

В ходе секции «Программы кадрового обеспечения высокоскоростных транспортных систем» выступил руководитель управления инновационной инфраструктуры и технологий ФАУ «ЦАГИ» Дмитрий Чернышев. Его доклад был посвящен инновационным решениям Технопарка института по развитию кадрового потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса. В частности, он сообщил о том, что одной из приоритетных целей научного парка является работа по привлечению молодежи в аэрокосмическую отрасль и разносторонняя поддержка проектов юных изобретателей. Для этого на инновационной площадке реализуются образовательные секции для школьников и создается максимум условий для вовлечения молодежи в научно-исследовательскую деятельность и развития высокотехнологичных стартапов. Также на площадке совместно с корпоративным университетом реализуются дистанционные формы обучения, включая лабораторные практикумы для студентов и молодых специалистов.

О тенденциях, концепциях и различных подходах к применению авиационного транспорта в мире рассказал на секции «Маркетинг, концепции применения и сертификация» начальник отдела отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ», кандидат технических наук Виталий Губский. Он представил анализ подходов к развитию авиации в разных странах и возможностей совместной кооперации по этим направлениям. Среди них – вопросы использования альтернативных видов топлива, городская мобильность, интеграция классических подходов, привлечение разработок из других отраслей и др.

Ряд докладов специалистов института раскрывал результаты исследований, проведенных в рамках работы НЦМУ «Сверхзвук». Так, сообщение начальника отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», доктора физико-математических наук Виктора Копьева было посвящено возможности достижения сверхзвуковым гражданским самолетом допустимых уровней шума на местности. Заместитель начальника отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ», доктор физико-математических наук Игорь Башкиров рассказал о расчете требований к силовой установке и аэродинамической компоновке сверхзвукового пассажирского самолета «высокого уровня» с целью выполнения норм по уровню шума на местности. Также ученые центра авиационной науки сделали доклады на такие темы, как инженерная оценка влияния площади крыла СПС на максимальное сверхзвуковое аэродинамическое качество, информационно-управляющее поле СПС, сравнение результатов расчета характеристик звукового удара на земле с экспериментальными данными реального самолета и др.

Всего на мероприятии было представлено свыше 70 докладов в шести секциях, посвященных аэродинамике и силовой установке, интеллектуальному управлению и проблемам безопасности полетов, умным конструкциям и др. Среди других направлений работы конференции – рынки, требования, концепции реализации скоростного транспорта будущего; проектные решения, конструкторская реализация, весовой анализ; новые материалы, технологии производства, перспективы развития и др. Помимо специалистов МАИ и ЦАГИ, с сообщениями выступили представители ПАО «ОАК», СПбГМТУ, СибГУ, ОКБ имени А. Люльки, АО «НЦВ Миль и Камов», ГосНИИ ГА, ГосНИИАС, ИПМ имени М.В. Келдыша и др.

Форум «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта» проходил при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Содействие в проведении также оказывали Научный совет РАН по машиностроению и Совет по Приоритету научно-технологического развития «Связанность территории». Соорганизатором мероприятия выступил Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) – один из крупнейших технических университетов России. В настоящее время в университете функционируют 13 институтов и 5 филиалов, где обучаются более 20 000 человек и работают более 2500 преподавателей и исследователей. Университет обеспечивает уникальную подготовку кадров по всему жизненному циклу высокотехнологичных изделий от проектирования до реализации отдельных производств. В 2021 году университет вошел в программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», а в 2022 году – в федеральный проект «Передовые инженерные школы». Особый упор в программе развития МАИ делается на прорывные технологии, такие как математическое моделирование, композиционные материалы, электрификация инженерных систем, беспилотные авиационные системы, услуги при использовании космической связи и другие.

Источник: пресс-служба ФГУП “ЦАГИ”