ЦАГИ и МАИ презентовали уникальную образовательную программу

Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») и Московского авиационного института – участники консорциума научного центра мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук») – презентовали уникальную образовательную программу, состоящую из научно-популярных лекций, интерактивных сессий и мастер-классов, рассчитанных на различные возрастные группы. Серия мероприятий для детей и молодежи – воспитанников центра «Сириус» – прошла в рамках научного форума «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта» в начале сентября в г. Сочи.

«Весьма ценно, что форум объединил специалистов и инженеров большого числа научно-исследовательских организаций. Уверен, что взаимодействие науки и отрасли, нынешнего и будущего поколений ученых привнесет значительный синергетический эффект в дело создания сверхзвукового авиалайнера. Процесс создания сверхзвукового авиалайнера – одна из наиболее увлекательных, хотя и весьма трудных в исполнении задач современной авиационной науки. Решать ее предстоит нынешним и следующим поколениям ученых, инженеров, конструкторов. Прошедшие лекции и дискуссии – это возможность говорить о сложных вещах простым языком, в формате живого общения продемонстрировать, что заниматься и фундаментальной наукой, и прикладными исследованиями интересно и перспективно!» – обратился к участникам форума научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», академик РАН, руководитель лаборатории № 1 НЦМУ «Сверхзвук» Сергей Чернышев.

Генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало выступил с лекцией «Эволюция гражданского сверхзвука от Ту-144 до «Стрижа». Он осветил направления проводимых работ в области сверхзвуковой пассажирской авиации, где подробно остановился на компетенциях НЦМУ «Сверхзвук» и этапах комплексного научно-технического проекта (КНТП), в рамках которого будет создан прототип-демонстратор сверхзвукового гражданского самолета. До 2030 года планируется выполнение нескольких этапов КНТП, направленных на формирование технологического базиса с высокой степенью технологической готовности для использования в реальном самолете ближайшей временной перспективы. По предварительным оценкам, прототип-демонстратор сверхзвукового гражданского самолета может быть создан к 2024–2025 годам. Это позволит передать в промышленность технологии с высоким уровнем готовности для разворачивания опытно-конструкторских работ по самолету в конце 2020-х – начале 2030-х годов.

Также с лекцией о профессии инженера в цифровую эпоху выступил ректор МАИ, академик РАН Михаил Погосян. Среди трендов развития технологий он выделил такие направления, как цифровизация, персонализация, искусственный интеллект, новые материалы и экологичность, а также перечислил наиболее перспективные рынки будущего.

Темой сообщения генерального конструктора – заместителя генерального директора ПАО «ОАК» Сергея Короткова стала авиация будущего. Он рассказал о современных технологиях, применяемых при разработке и производстве авиационной техники, будущем сверхзвуковых пассажирских самолетов, перспективах создания летательных аппаратов с применением альтернативных источников энергии. По словам Сергея Короткова, решение задач, которые ставит перед отечественной авиастроительной отраслью государство, требует не только обеспечения устойчивого развития текущих проектов и программ, но и поддержания научно-технического задела для создания самолетов будущего. Это конструкторские и технологические инновации, разработкой и внедрением которых будет заниматься молодое поколение авиастроителей.

На форуме впервые была представлена научно-образовательная лаборатория аэродинамики, позволяющая проводить аэродинамические испытания на расстоянии. С помощью такого оригинального цифрового метода обучения, как дистанционный лабораторный практикум, школьники и студенты поучаствовали в проведении удаленного научного эксперимента. Изыскания проводились молодыми специалистами Технопарка ЦАГИ с использованием аэродинамической трубы, расположенной на площадке Технопарка в г. Жуковский.

Кроме того, прошли мастер-классы по авиационному моделированию. На них ребята получили практические навыки конструирования, построили, настроили и запустили собственные свободнолетающие модели.

Ключевой составляющей любого учебно-познавательного процесса является наглядность. С этой целью была организована экспозиция, на которой были представлены инновационные разработки в сфере сверхзвуковой пассажирской авиации. Центральным экспонатом стала масштабная модель сверхзвукового делового самолета, компоновка которого обладает низким уровнем звукового удара при обеспечении высоких аэродинамических характеристик, устойчивости и управляемости во всем диапазоне режимов полета.

Также были представлены два макета-демонстратора конструктивно-силовой схемы в области альтернативных материалов, которые будут использованы в конструкции сверхзвукового пассажирского самолета.

Модель демонстратора технологий сверхзвукового гражданского самолета «Стриж» и модели сверхзвукового самолета Ту-144 отразили в экспозиции научный поиск ученых ЦАГИ во временном контексте. Вниманию посетителей были также предложены стенд кабины сверхзвукового пассажирского самолета, интерактивный стенд с AR-технологиями.

Форум «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта» проходит при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках реализации Программы создания и развития научного центра мирового уровня «Сверхзвук» на 2020–2025 годы. Содействие в проведении также оказывают Научный совет РАН по машиностроению и Совет по Приоритету научно-технологического развития «Связанность территории». Соорганизатором мероприятия выступает Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).