Ученые ЦАГИ приняли участие в IX российской конференции по аэроакустике

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») выступили с докладами на IX российской конференции «Вычислительный эксперимент в аэроакустике и аэродинамике». Мероприятие прошло в г. Светлогорске (Калининградская область) в конце сентября – начале октября.

Главной целью встречи, организатором которой по традиции является Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша Российской академии наук, было обсуждение современных подходов к численному моделированию шума и перспектив их применения для решения актуальных задач аэроакустики. Ученые ЦАГИ представили научные сообщения различной тематики – от применения искусственных нейронных сетей для оптимизации аэродинамических характеристик профилей до моделирования обтекания винтов мультикоптеров.

Пленарный доклад начальника научно-исследовательского центра аэроакустики Московского комплекса ЦАГИ, доктора физико-математических наук Виктора Копьева, постоянного члена программного комитета конференции, был посвящен роли различных механизмов в излучении звука турбулентной струей (соавторы С.А. Чернышев, Г.А. Фараносов). В частности, ученый рассказал о новых подходах к изучению этого вопроса, основная сложность которого связана в первую очередь с нерешенностью фундаментальной проблемы турбулентности. «Задача осложняется еще и тем, что в турбулентной струе лишь малая часть гидродинамических пульсаций является эффективным источником шума. В настоящее время нет общепринятого ответа на вопрос о том, какая составляющая турбулентных пульсаций в струе несет ответственность за генерацию шума. Отсюда большое значение приобретает поиск механизмов, ответственных за излучение звука, которые имеют понятные образы на языке вихревой динамики», – подчеркнул ученый.

В свою очередь, старший научный сотрудник Московского комплекса ЦАГИ Станислав Денисов (соавтор Н.Н. Остриков) познакомил участников мероприятия с важной проблемой экранирования шума двигателя элементами планера самолета. Начальник отдела отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ», кандидат технических наук Анатолий Болсуновский в своем пленарном докладе представил обзор различных проектов перспективных скоростных самолетов с электрической и гибридной силовой установкой.

На конференции рассматривались доклады по таким направлениям, как эффективные численные методы вычислительной газовой динамики и аэроакустики, передовые вихреразрешающие подходы к моделированию турбулентных течений и генерируемых ими акустических полей, численное моделирование прикладных задач аэроакустики и нестационарной турбулентной аэродинамики и др. Важное место в программе встречи было отведено приглашенным научным сообщениям по применению численных методов в вертолетостроении, при создании перспективных двигателей, проектировании изделий космической техники. В рамках специальной тематической сессии поднимались вопросы численного моделирования нестационарной газодинамики и аэроакустики турбомашин: компрессоров, турбовентиляторов, авиационных двигателей и др.

Всего в мероприятии приняли участие свыше 100 ученых. Среди них представители таких академических и отраслевых институтов, конструкторских бюро, научно-производственных объединений, промышленных предприятий, как ФИЦ ИУ РАН, ИАП РАН, ИТПМ имени С.А. Христиановича СО РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, МФТИ, СПбПУ Петра Великого, ЦИАМ имени П.И. Баранова, АО «ОДК-Авиадвигатель», ПАО «Корпорация «Иркут», ОКБ Сухого и др.

Всероссийская конференция «Вычислительный эксперимент в аэроакустике» проводится раз в два года, начиная с 2006 года. С 2020 года ее тематика расширилась за счет добавления направления «аэродинамика». В этом году мероприятие проводилось при участии научного центра мирового уровня «Сверхзвук» (в рамках реализации Программы создания и развития НЦМУ «Сверхзвук» на 2020–2025 годы) и Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград).

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).

Источник: пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»