Мечта о космосе привела в пилоты. Интервью летчицы и участницы экспериментов Роскосмоса

Наша собеседница, Анжелика Парфенова, одна из немногочисленных пока женщин-летчиц в нашей авиации. Мы попросили ее рассказать о том, как складывался ее путь в пилоты гражданской авиации, а также поделиться опытом удивительной и важной работы – участия в медицинских экспериментах Роскосмоса.

— Что тебя привело в авиацию? Почему ты решила учиться на пилота?

— Если честно, я всегда мечтала стать космонавтом и с этой целью поступила на Аэрокосмический факультет МАИ.
Но обучаясь там и проходя практики на предприятиях Роскосмоса, я поняла, что космонавтом со студенческой скамьи стать точно не получится, а инженерное дело, конечно, интересное, но это не то, о чём я грежу.

Тем временем во время учёбы в авиационном ВУЗе, меня привлекло не только космо-, но и воздухоплавание. Второе в некоторых моментах даже интереснее. Например то, что лётчик может действительно управлять судном, в отличие от космонавта. Так я решила поступать в лётное училище гражданской авиации.

— Сложно ли было поступить? Что было самым сложным?

— Я поступала на бюджет на общеконкурсной основе. К счастью, в нашей стране есть возможность получить одно высшее образование и одно средне-специальное (даже после 11-классов и порядок не важен). Это отступление, чтобы люди просто знали о такой возможности.

Чтобы поступить в лётное училище, необходимо пройти медкомиссию ВЛЭК, спортивные нормативы, иметь хороший (желательно 5.0) аттестат за 11й класс.

Если честно, я была ко всему готова. Училище, даже Сасовское, находится довольно далеко, я не вижу смысл ехать туда неуверенным в своих силах (прим.ред.— «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г. А. лётное училище гражданской авиации»). Не понимаю тех, кто не тренируясь едет «на авось». Лучше месяца за два проверить свои спортивные показатели и подтянуть проблемные моменты. У меня было всё хорошо, летние нормативы при поступлении я сдала на «отлично».

Проблемы были на зимних сессиях. У меня с трудом получались лыжи. Я не умела, да и сейчас не умею на них ходить. Нужную скорость я выбиваю какими-то сверхусилиями, потому что нет понимания техники. А у нас отчисляли тех, кто скорости на норматив так и не добился.

— Расскажи о своем участии в программах Роскосмоса

— Во время обучения в ВУЗе я участвовала в различных конференциях космической направленности. На одной из таких я узнала об Институте медико-биологических проблем и об их проектах, связанных с космической медициной. В первый раз свою анкету на эксперимент с имитацией невесомости «Сухая иммерсия» я подала ещё в 2019 году. Но тогда я не подходила сразу по двум параметрам: во-первых, я была младше 25-ти, а во-вторых, они набирали только мужчин. Также я не знала, смогу ли я совмещать с учёбой участие в эксперименте. И вот после моего выпуска из лётного проводится первая в мире женская Сухая иммерсия. Конечно же, я сразу подаю заявку, успешно участвую в 5-ти суточной имитации невесомости.

Это невероятный эксперимент и очень полезный для меня опыт. О нём можно рассказывать очень долго на самом деле. Цель эксперимента — подробнее изучить влияние эффектов невесомости на организм человека, в частности женский. Ведь испытатели не в космосе, а на Земле и рядом, и учёные-исследователи могут буквально подойти, потрогать, измерить, а когда нужно изучить мышцы, например, — ударить током или проверить что-то. Также мы испытывали некоторое новое оборудование и даже пищевые добавки, которые планируется использовать на МКС и в дальних космических полётах.

— Сейчас ты устроилась линейным пилотом. Расскажи пожалуйста, что это за авиакомпания и как происходит трудоустройство?

— Да, я устроилась в Хабаровские авиалинии вторым пилотом на L410, сейчас вхожу в строй. Полёты будут осуществляться по региону, это Дальний Восток. Есть маршруты в пункты, куда кроме как самолётом, не добраться вообще. Безумно интересно. Трудоустройство было стандартным: отбирали по резюме, а потом по результатам собеседования. Но на данный момент я вторая девушка-пилот в штате компании. За всю историю третья.

— Есть ли какие-то особенности в отношении к пилотам-девушкам?

— В коллективе авиакомпании я не заметила особого отношения. Как говорят командиры: «Вы для нас пилоты и спрашивать мы будем с вас как и с любого другого нашего пилота».

В училище частично было. В лётной практике как — промах какого-то парня — это проблема какого-то конкретного парня. Промах девушки — это проблема всех других курсанток… Будто бы ты должна отвечать за полёты всех девушек в училище вообще, а они за тебя. В обычной жизни при знакомстве люди просто удивляются и задают много вопросов. Нет негатива или какого-то иного особого отношения.

— О чем ты мечтаешь?

— Я, если честно, не отказалась от своих космических амбиций. Но уже сейчас считаю себя счастливым и реализованным человеком, ведь я занимаюсь любимым делом.

Беседовала Алёна МОРГУНОВСКАЯ
Фото: Юлия СИЛИНА