В МФЮА рассказали о ходе восстановительных работ по историческим самолетам

В МФЮА рассказали о работе по восстановлению нескольких исторических бортов самолётов, руководит которой лично проректор этого вуза Олег Забелин. Он пригласил журналистов познакомиться с работой по восстановлению нескольких уникальных самолетов, каждый из которых имеет богатую историю.

Олег Забелин отметил, что восстановление самолетов, сохранение авиационной истории и гордости нашей страны – важная часть патриотической работы со студентами и школьниками. Для восстановительных работ здесь привлекают как опытных авиа-волонтёров и специалистов в области реставрации музейных бортов, так и студентов – как самого МФЮА, так и авиационных вузов. Они получают уникальную возможность на практике ознакомиться с устройством самолетов и принципами организации ремонтно-восстановительных работ, набираясь серьезного практического опыта, который может пригодится им в будущей работе по профессии.

Для школьников на территорию, где располагаются борта, возможна организация экскурсий – для этого учителя или руководители организованных групп могут обращаться напрямую к руководству вуза. В рамках посещения бортов можно будет и познакомиться с их историей – а, значит, с авиационной историей нашей страны.

Каждый из представленных тут самолетов – своего рода легенда.

Ан-2, стоящий во дворе МФЮА, имеет не только необычную окраску, но и интересную историю. Этот борт, принадлежавший Мурманскому авиационному отряду, всю свою жизнь проработал на севере, возил пассажиров и грузы, проводил ледовую разведку, использовался для подготовки космонавтов – с него совершались учебные прыжки с парашютом.

В память о такой работе внутри, на стене салона осталась памятная наклейка с символикой и фамилиями экипажа космонавтов, которую, конечно, при реконструкции самолета было решено сохранить. При реставрационных работах внутри салона ее бережно обходят – такие вещи много значат в сохранении истории борта.

Руководитель программы восстановления самолетов, опытный реставратор Илья Аксарин рассказал о том, что по самолету уже проведено немало работ, хотя большая их часть пока впереди.

Миг-19 не менее интересен. До того, как попасть на территорию московского вуза, этот самолет находился под Петербургом, и более сорока лет использовался в работах по разработке тепловизионного оборудования, которыми занимался НИИ ОЭП. Руководство оптического института, понимая историческую важность самолёта, все эти годы после завершения программы испытаний не сдавало его в металлолом – редкий и очень позитивный пример! Это один из немногих МиГ-19, сохранившихся с двигателями. Поскольку в технопарке МФЮА делается упор на сохранение исторической техники в работоспособном виде – двигатели этого самолёта планируется восстановить как минимум до состояния холодной прокрутки. У самолёта отсутствуют консоли крыла, оперение, и подавляющая часть приборного и радиоэлектронного оборудования, всё это предстоит найти.

В работах с уникальными самолётами Олегу Забелину помогает известный в авиационных кругах эксперт по истории авиации, один из ведущих экскурсоводов Музея техники Вадима Задорожного — Евгений Лебедев. Его большая заслуга и помощь – в предоставлении грамотных исторических консультаций, и в информационно-технической поддержке, ведь у Музея Задорожного имеется огромный опыт по восстановлению исторических бортов.

В финале прогулки по ремонтным мастерским Олег Алексеевич Забелин рассказал еще об одном самолете, который находится внутри здания. Это Миг-21УМ, который также имеет богатую историю.

За прошедший год, который самолёт провёл в этом ангаре, специалистам МФЮА удалось практически на 100% скомплектовать его как по приборному, так и по радиоэлектронному оборудованию. Не хватает буквально пары редких пультов и приборов.

У этого самолета в числе летавших на нем пилотов, ни много ни мало, имя космонавта Игоря Волка и легендарного лётчика испытателя Магомеда Толбоева! Да и множество имен Героев России, знаменитых в авиационной среде летчиков, значится в числе тех, кто пилотировал этот самолет.

Одним из важных и интересных факторов является то, что у этого борта сохранены документы, в том числе и погашенные формуляры к ним – такие вещи могут многое рассказать об истории конкретного борта. За сохранение документации МФЮА искренне благодарит руководство ЛИИ имени Громова.

К сожалению, легендарный самолет едва не попал под распил – просто на металл. Ректор МФЮА и его коллеги вмешались в это, выкупив борт, и привезли его в Москву для восстановления. Однако, электрическая проводка и интерьер кабины сильно пострадали при подготовке к утилизации, и если восстановить приборные доски и скомплектовать оборудование удалось достаточно оперативно, то работы по восстановлению электрической проводки продолжаются до сих пор – сказывается отсутствие схем, работать приходится буквально на ощупь.

Работы по сохранению этих самолетов еще идут, но посетить технопарк на территории МФЮА организованные группы школьников и студентов уже могут. Для этого нужно обратиться к руководству вуза. При этом увидеть можно будет не только сами самолеты, но и познакомиться с тем, как проводятся ремонтно-восстановительные работы, и послушать историю этих самолетов.

Для тех, кто живет в районе станции метро Авиамоторная, создание такого технопарка – это прекрасная возможность познакомить детей с историей и гордостью нашей страны. При этом организовать подобную экскурсию гораздо удобнее и легче, чем поездку школьников на расположенные более далеко музейные площадки.

Текст: Алёна МОРГУНОВСКАЯ
Фото: Юлия СИЛИНА