Ученые ЦАГИ приняли участие в 15-й мультиконференции по проблемам управления

В октябре состоялась 15-я мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2022), в которой принял участие Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Научная встреча прошла в Санкт-Петербурге.

Делегацию ЦАГИ возглавил генеральный директор, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало. МКПУ-2022 включала в себя пять мероприятий, одним из которых стала конференция «Управление в аэрокосмических системах имени академика Е.А. Микрина» (УАКС-2022). В ее программный комитет вошел научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев. Также центр авиационной науки в нем представили начальник центра безопасности полетов, кандидат технических наук Валерий Суханов и начальник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов, доктор технических наук Сергей Баженов.

Тематика УАКС-2022 охватила ряд вопросов, связанных с авиационно-космической техникой, в том числе – управление движением и интеллектуальные системы управления. На одноименной секции ученые ЦАГИ представили два доклада, связанные с разработкой бортовой системы (БС) интеллектуальной поддержки экипажа. В первом из них на примере экспертизы проекта БС предотвращения выкатывания самолета со взлетно-посадочной полосы рассматривались методы валидации процесса ее разработки и верификации в соответствии с современными требованиями и регламентами. Такая экспертиза является необходимым звеном в доказательной базе, которая предъявляется разработчиком системы сертифицирующим органам. Второй доклад был посвящен разработке матрицы квалификационных испытаний – набора специальных тестов для оперативной проверки вычислителя бортовой системы предотвращения выкатывания самолета со взлетно-посадочной полосы.

В рамках УАКС-2022 была организована специальная секция по направлениям исследований научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук», координатором которого является ФАУ «ЦАГИ». На ней рассматривались проблемы обеспечения безопасности полетов сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС). Представители ЦАГИ рассказали об отработке на пилотажных стендах элементов электронной индикации для перспективного воздушного судна. В частности, речь шла о сравнительных исследованиях различных вариантов отображения информации на приборной панели СПС.

«Конференция стала площадкой для диалога ученых, которые занимаются проблемами управления, в том числе применительно к задачам авиационной отрасли. В частности, состоялся плодотворный обмен мнениями по вопросам обеспечения безопасности полетов сверхзвуковых пассажирских самолетов. Еще один важный пункт дискуссии – внедрение технологий искусственного интеллекта в задачах управления. Это одна из тенденций нашего времени, поэтому «сверить часы» в данном вопросе было для нас принципиально важно», – отметил генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.

НЦМУ «Сверхзвук» решает фундаментальные, поисковые и прикладные научно-технические задачи для разработки сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Идеологом создания и координатором центра выступает ФАУ «ЦАГИ». Помимо ФАУ «ЦАГИ», в состав НЦМУ «Сверхзвук» входят ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН, ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФАУ «ГосНИИАС», МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН». Проект реализуется с 2020 по 2025 год. Планируемые результаты деятельности НЦМУ «Сверхзвук» – инновационные конфигурации сверхзвукового пассажирского самолета с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения и технологий дополненной реальности в кабине экипажа и др.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).

Источник: пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»