19 марта — День моряка-подводника в России

С давних лет человек задумывается о возможности побывать в царстве Нептуна. Попытки были разные. Самые простые – задержка дыхания. Например, ловцы жемчуга без снаряжения могли находиться под водой до нескольких минут. Запорожские казаки переворачивали свои лодки, погружали борта в воду и, используя воздушную подушку, подкрадывались и атаковали вражеские суда.

Свыше 300 лет назад Ефим Никонов показал Императору Петру I нехитрое сооружение – бочкообразное деревянное устройство с людьми внутри («потаенное судно»). Оно двигаясь под поверхностью воды в сторону вражеского корабля, подводило под днище корабля пороховой заряд (прототип современной мины) и с помощью его подрыва поражало врага. Ефим Никонов, как и другие, не знал теории непотопляемости, остойчивости, законов Архимеда, других законов и хитростных наук. Тем более он не знал, почему корова ест зеленую траву, а молоко дает белое. Конечно, созданная Ефимом Никоновым конструкция, не смогла порадовать Петра I. Да и попытки совершить плавание, а, тем более, погрузиться, завершились неудачей, при этом сам Никонов чуть не погиб. Но начало было положено.

Потребовалось почти 200 лет, чтобы научная мысль, технологический прогресс, возможности промышленности и накопленный опыт, в основном, одиночек-энтузиастов, привели к появлению корабля, называемого подводной лодкой. Путь к созданию боеспособной подводной лодки во всем мире был труден и тернист. В России создание собственной конструкции подводной лодки началось в 1900 году. В 1902 году первая российская боевая подводная лодка конструкции Ивана Григорьевича Бубнова была принята в состав Российского Императорского флота (РИФ) под наименованием «миноносец № 150», а первым ее командиром стал Михаил Николаевич Беклемишев. Как известно, 6 марта (по новому стилю 19 марта) 1906 года с монаршего согласия императора Николая II в классификацию кораблей РИФ был включен «класс кораблей подводные лодки». С этого момента история подводного флота нашей страны начала свою долгую и знаменательную жизнь.

«Сом» — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. Фото из открытых источников

 

Первая мировая война наглядно показала, что роль подводных лодок в современной войне на море очень велика. Подтверждением тому является цифра потерь торговых судов только от деятельности немецких подводных лодок в год — более полутора миллионов тонн. Все развитые страны мира в 20-м веке взяли курс на создание и развитие подводных сил в составе своих флотов. Такое решение было принято и в молодой Советской России в 1925 году.

Начиная с 1927 года на двух заводах – Балтийском судостроительном в Ленинграде и на Николаевском судостроительном под Одессой были заложены и к 1931 году сданы флоту шесть первых советских подводных лодок I серии (позже серии «Д» по имени головного корабля «Декабрист»).

Второй по времени строительства стала подводная лодка «НАРОДОВОЛЕЦ» (с 1934 года – «Д-2»). Само строительство было нелегким, так как в первую очередь были большие пробелы в теории строительства и подводного плавания. Все решения принимались на ощупь методом проб и ошибок. Вот почему главный конструктор Борис Михайлович Малинин и часть его соратников прошли через аресты и работу в условиях тюремного заключения. Достаточно отметить, что свой труд по теории погружения и остойчивости подводных лодок, то есть как раз теоретические разработки так необходимые для строительства подводных лодок, Сергей Александрович Базилевский, один из ведущих конструкторов Технического бюро № 4 (сейчас это АО ЦКБМТ «Рубин»), разработал в тюремном заключении.

Несмотря на все подобные трудности, первые подводные лодки стали школой для конструкторов, промышленности и, конечно, для экипажей подводных лодок. Так сложилось, что в 1933 году по решению Советского Правительства именно ленинградские подводные лодки – «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец» — в составе экспедиции особого назначения (ЭОН-1), совместно с боевыми и вспомогательными кораблями по еще не достроенному Беломоро-Балтийскому каналу, перешли в Баренцево море. Они составили костяк сначала Северной военной флотилии, а с 1937 и Северного флота.

На этих лодках многие системы появились впервые. Так, впервые основной системой для обеспечения всплытия стала система воздуха высокого давления. Впервые была установлена система аварийно-сигнальных буев, позволявшая по телефонному кабелю вести переговоры с поверхности с экипажем аварийной подводной лодки. Впервые аккумуляторная батарея размещалась в специальных трюмных помещениях для исключения попадания вредных веществ в жилую часть отсеков, впервые центральный пост был оборудован в качестве «отсека живучести» для покидания аварийной подводной лодки. Надо отметить, что эти лодки стали и школой подводной службы, в том числе для тех подводников, которые прославились своими победами в годы Великой Отечественной войны в качестве командиров.

Все эти первенцы советского подводного кораблестроения внесли свой существенный вклад в дело Победы, даже «Декабрист» Д-1, погибшая еще до войны. Кстати, наш музей подводная лодка Д-2, выйдя в 1944 году в свой третий боевой поход, была самой старой по сроку службы из подводных лодок, находящихся в море в боевых походах.

О боевой деятельности, бытовых условиях службы в боевых походах, подвигах времен Великой Отечественной войны, уникальных походах того времени все желающие могут узнать, посетив филиал ЦВММ имени Императора Петра Великого «Подводная лодка «НАРОДОВОЛЕЦ» Д-2» в городе Санкт-Петербург на Васильевском острове.

Илл. Подводная лодка «Народоволец» Д-2 (Санкт-Петербург). Источник: kraevedspb.ru

 

Опытные экскурсоводы, в прошлом военные моряки, с учетом возрастных категорий посетителей, с удовольствием не только поделятся общей информацией, но и своими впечатлениями, полученными за годы службы в ВМФ. Незабываемые впечатления останутся не только от уникальных экспонатов из экспозиции музея, но и от посещения главного экспоната – отсеков самой настоящей подводной лодки.

Славные традиции подводной службы уважительно поддерживаются и в современном подводном флоте ВМФ России. Служба подводников, несмотря на далеко шагнувшую в совершенство технику и организацию службы, по-прежнему остается трудной и почетной, требует высочайшей профессиональной подготовки, полной самоотдачи, строгой дисциплины и исполнительности, инициативы и решительности, и, конечно, традиционного братства и взаимовыручки в любой нестандартной ситуации. В День подводника хочется от души пожелать всем ветеранам и действующим подводникам, чтобы количество всплытий всегда равнялось количеству погружений, семь футов под килем, а также человеческого счастья и благополучия в семьях.

Специально для СМИ Издательства «Высота» заведующий филиалом ЦВММ «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”», капитан 2 ранга, Кирилл Михайлович Кондратьев

.