Первый полёт И-75: у истоков создания дальних истребителей-перехватчиков

28 апреля 1958 года состоялся первый полёт опытного истребителя И-75 разработки ОКБ-155 под руководством А.И. Микояна и М.И. Гуревича, который, наряду с аналогичными самолётами ОКБ П.О. Сухого, ознаменовал начало создания тяжёлых истребителей-перехватчиков, способных противостоять возможному массированному удару ядерных бомбардировщиков 1960-х годов.

Рост численности и улучшение характеристик ударных и разведывательных самолётов США и стран НАТО во второй половине 1950-х годов становились всё более серьёзной угрозой для СССР. Скорость бомбардировщика В-58 практически вдвое превышала скорость звука, дальность полёта достигала 5 000 км. Необходимость создания следующего поколения средств перехвата воздушных целей для противовоздушной обороны страны становилась очевидной: первые отечественные зенитные ракетные комплексы (ЗРК), стоящие на вооружении, имели ограниченную дальность пуска ракет и потолок, не превышающий 20 км, что позволяло американским разведчикам U-2 безнаказанно нарушать воздушное пространство нашей страны. Результатом этого противостояния стало начало работ по созданию всеобъемлющего комплекса перехвата, включающего наращивание радиолокационного поля над территорией страны, развёртывание новых системы ПВО на основе ЗРК, и главное – создание специализированных истребителей-перехватчиков, основной задачей которых становится борьба со стратегическими бомбардировщиками, способными нести ядерное оружие.

Такой перехватчик является исключительно сложным самолётом – сверхзвуковым, сверхвысотным, с мощной радиолокационной станцией (РЛС) и мощным ракетным вооружением. Работы по его созданию велись в ускоренном темпе не только в авиационных и двигателестроительных ОКБ, но и шире – в области радиолокационной техники, систем управления и наведения ракет, авиационных материалов. В ОКБ завода № 155 (впоследствии РСК «МиГ») под новейшую на тот период радиолокационную систему перехвата «Ураган-5Б» начали проектировать целый ряд новых самолётов, рассчитывавшихся под различные варианты силовой установки и ракетного вооружения. Одним их них стал перехватчик нового поколения И-75 со стреловидным крылом и двигателем АЛ-7Ф с тягой на форсаже до 10 тонн. Фактически, И-75 стал первым проектом самолёта микояновского КБ, предназначенным для уничтожения воздушных целей только управляемым дальнобойным ракетным вооружением.

Сборка опытного образца И-75 была завершена в феврале 1958 года. Самолёт отличали носовой воздухозаборник увеличенного диаметра с большим центральным телом-конусом, где располагалась РЛС «Ураган-5Б», а также подвеска на пилонах под крылом самонаводящихся ракет К-8, предназначавшихся для поражения всех видов воздушных целей с задней полусферы. «Ураган-5Б» объединила в себе лучшие достижения в электронике и радиолокации, включая новую элементную базу, новые принципы построения привода антенны и повышения помехозащищенности. Это был настоящий прорыв в самолётных РЛС: при меньших габаритах и весе, большей помехозащищенности и надёжности, она имела дальность действия в 2,5 раза выше, чем бортовые радиолокаторы предыдущего поколения. С подвесными баками тактический радиус нового перехватчика по проекту составлял 720 км, максимальная скорость на высоте 18 000 метров – 2360 км/ч, динамический потолок – до 24 200 метров, статический с ракетами – 20 100 метров. Самолёт строился в двух экземплярах: первый – в варианте с двигателем АЛ-7Ф, второй – И-75Ф – с модифицированной версией двигателя АЛ-7Ф-1 с увеличенной на 50 % степенью форсирования. Однако к концу 1957 года двигатель всё ещё оставался недоведённым.

Испытания первого опытного И-75 начались 28 апреля 1958 года, впервые поднял машину в небо лётчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов. Испытания продолжались до середины мая 1959 года, и в целом самолёт получил положительную оценку. Однако к моменту завершения заводских испытаний первые истребители-перехватчики Су-9 разработки конкурировавшего ОКБ Сухого уже были запущены в серийное производство. Несмотря на то, что Су-9 по ряду показателей (в частности, по дальности обнаружения и пуска снарядов) уступали И-75 с РЛС «Ураган-5Б», на тот момент они были более отработанными и уже несли боевое дежурство на аэродромах. Последнее оказалось важнее: необходимо было срочно противодействовать непрекращающимся полётам американских разведчиков над территорией СССР, и поэтому именно Су-9 был принят на вооружение.

Параллельно И-75 в ОКБ-155 проектировался самолёт Е-150 – первый из тяжёлых перехватчиков «МиГ» серии «Е». Е-150 получил треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке 60 градусов и новый мощный двигатель Р-15-300 с форсажной тягой до 11 тонн. Следующим самолётом серии стал экспериментальный истребитель Е-152, первый полёт которого состоялся 21 апреля 1961 года. Были построены и другие экспериментальные машины: Е-150А и Е-152М. Однако самолёты 150-й серии в производство так и не пошли: в условиях ограниченного времени довести двигатели до нужных кондиций не удалось. Тем не менее, опыт создания этих машин не прошел бесследно: впервые были освоены скорости, в 2,5 раза превышающие скорость звука; впервые достигнут статический потолок более 22 км, что делало принципиально возможным перехват высотных целей; были использованы новые высокотемпературные авиационные материалы, усовершенствовалась технология производства. Всё это позволило ОКБ-155 в дальнейшем создать и принять на вооружение целое семейство выдающихся по характеристикам перехватчиков МиГ-25, а в 1970-х создать уникальный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31.

МиГ-31 стал одним из самых необычных самолётов мира с принципиально новой концепцией применения: действовать вне радарной системы ПВО, обнаруживать и уничтожать крылатые ракеты на высотах от 100 метров до 30 километров, иметь скорость около 3000 км/ч. МиГ-31 имеет экипаж из двух человек, мощный двигатель Д-30Ф с форсажной камерой, совершенный навигационный комплекс, первую в мире РЛС с фазированной антенной решеткой, способную одновременно сопровождать до 10 целей в воздухе. Новым оружием стали ракеты Р-33 большого радиуса действия с дальностью поражения целей до 120 км. Четыре таких ракеты подвешивались под фюзеляжем. Ещё четыре ракеты можно размещать под крылом. В 1981 году МиГ-31 с РЛС «Заслон» был принят на вооружение, и после распада СССР самолёт продолжает защищать воздушные рубежи России. Начиная с 2007 года ведётся капитальный ремонт МиГ-31 с глубокой модернизацией до уровня МиГ-31БМ. Эти машины и сегодня остаются самыми мощными истребителями-перехватчиками в мире, способными догонять и уничтожать практически любой боевой самолёт на любой высоте, а также перехватывать и уничтожать крылатые ракеты с эффективностью более чем 90 %. Наконец, новейшей версией МиГ-31 стала модификация МиГ-31К, рассчитанная на применение гиперзвуковой аэробаллистической ракеты «Кинжал».

Знаменитые перехватчики МиГ-25, МиГ-31 и их модификации традиционно демонстрируются на авиасалоне МАКС в составе экспозиции ВКС России. В частности, модернизированный МиГ-31БМ были впервые показан на МАКС-2007, тогда же был впервые продемонстрирован и экспортный вариант МиГ-31Э.

Надеемся узнать о возможностях новейших модификаций истребителей-перехватчиков на МАКС-2023!