«В ком дух велик, в том сила нерушима»

Специальная военная операция на Украине — это война за духовное наследие Киевской Руси и за будущее нашей страны. Националистическая элита Киева при поддержке Запада стремится превратить Украину – часть русской цивилизации – в анти-Россию. Очевидно, что при этом главная задача – лишить Россию духовных корней, вместо статуса наследницы Византийской культуры и хранительницы основ христианской цивилизации представить нашу страну остатками Орды и обречь на распад, как исторический анахронизм. Отечественные духовные традиции становятся сейчас оружием в идеологической борьбе. Они закрепляют за Россией традиции культуры и религиозно-философской мысли Киевской Руси в споре с украинскими националистами, отрицающими эту связь.

В ответ на высказанный Президентом Путиным тезис о том, что «…и русские, и украинцы, и белорусы – наследники Древней Руси», президент Зеленский заявил, что «только Украина является наследницей Киевской Руси» и рекомендовал России «не посягать на ее наследие». В условиях военного противостояния важно доказать историческую правоту нашей страны и аргументировать преемственность России и Киевской Руси. Наглядным доказательством этого является сравнительный генезис русской и украинской икон, как основы культурных кодов обоих народов. Корни именно русской духовности находятся в Византии и древнем Киеве. В то время, когда Москва провозгласила себя третьим Римом, Украины, как понятия, еще не существовало. Украинская икона возникла только в XVII-XVIII веках из волынско- галицких лубочных икон под влиянием европейского барокко и отошла от византийских канонов. Тогда же прокатолическая шляхта во главе с гетманом Мазепой отреклась и от византийской архитектуры, перестроив византийский храм Святой Софии Премудрости Божией в Киеве в стиле «казацкого» барокко.

Противостояние западной и восточной церквей, зародившееся 10 веков назад в виде Великого Раскола и ставшее источником многих войн, в наши дни превратилось в противостояние Запада и России, как лидера православного мира. Обмирщение культуры в западных странах привели к отказу от духовных начал, как в творчестве, так и в повседневной жизни. Важными составляющими этого процесса были отрицание иконы, как Святого образа.

Последние десятилетия Россия ведет с Западом невидимую «войну образов», ведь «войны всегда велись с помощью самой передовой технологии, которой располагала соответствующая культура… Русским достаточно адаптировать свои традиции восточной иконы и построения образа к новым электронным средствам коммуникации, чтобы быть эффективными в современном мире информации» (Маршалл Маклюен, идеолог западной пропаганды).

Одной из причин краха Российской империи была недооценка правящим классом значения духовных традиций страны, как связующего элемента для стабилизации общества. Основой культурного кода элиты были европейские ценности, а не культурные традиции своего народа. Символ духовности – икона воспринималась, как религиозный объект, не оценённый Европой, а, значит, и не принятый русским образованным классом. В XIX веке старинные иконы рассматривались, как объекты археологии и этнографии и выставлялись в одних экспозициях с кремневыми орудиями первобытного человека и античным мрамором. В начале XX века произошел рост интереса к древнерусскому искусству в связи с потребностью найти традицию, воплощающую национальную уникальность. Открытием Русской Иконы, как явления, стала Выставка древнерусского искусства, проходившая в рамках празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 году. Правящий класс осознал духовный потенциал христианского искусства, но не успел его использовать. Царь Александр III говорил, что у России есть только два союзника — её армия и флот. Когда духовный кризис, свойственный правящему классу Российской Империи, затронул и армию, война была проиграна, а империя рухнула.

Русское воинство всегда стояло на защите духовных ценностей России. Вера – источник и стержень стойкости русского воина, его готовности переносить тяготы воинской службы и идти на смерть за свое Отечество. Коллективные богослужения и молитва всегда поддерживали воинский дух. Храмы и часовни в честь побед русского оружия укрепляли веру. Иконы небесных покровителей сопровождали воинов в бою и часто были элементом боевого облачения. На шлемах Великих князей Ярослава Всеволодовича и Александра Невского имеются изображения предводителя небесного войска Архангела Михаила, Господа Вседержителя, Святого Георгия. На доспехе Бориса Годунова выбита надпись «С нами Бог, никто же на ны». Иконы размещались также на знаменах, хоругвях и щитах. «…И велел государь херугви христианьскые розвертити, на них образ господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись о Куликовской битве).

И в наши дни важно иметь не только физическую защиту, но и поддержку небесных сил, особенно в моменты смертельной опасности, что может дать молитва и образ небесного покровителя. В рамках Х Международного военно-технического форума “Армия-2024”, Центр поддержки христианского искусства “Свет Миру” совместно с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами представили новую серию икон на броне с изображением святых покровителей родов войск и молитвой на обороте.

Протоиерей Константин Татаринцев
Первый заместитель Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами Московского Патриархата
АНО «Центр поддержки христианского искусства «Свет Миру»
www.orthodox-expo.ru