Воздушные спасатели спешат на помощь

Сегодня трудно представить работу врачей и спасателей без использования авиации. Оказание экстренной медицинской помощи, спасение людей в условиях техногенных и природных катастроф, помощь в тушении лесных пожаров – все эти виды работ в наши дни немыслимы без использования специально оснащённых самолётов и вертолётов. МАКС традиционно уделяет повышенное внимание этой авиационной технике, которая стала важной составляющей национальной системы общественной безопасности.

Год назад Президент России Владимир Путин предложил установить 28 апреля новый профессиональный праздник – День работника скорой медицинской помощи. До этого он отмечался неофициально: именно 28 апреля 1898 года в Москве появились первые организованные станции скорой медицинской помощи и первая пара карет для перевозки больных пациентов. Сегодня, спустя более чем 120 лет, кареты сменили автомобили, самолёты и вертолёты.

А через два дня, 30 апреля, отмечается День работников пожарной охраны, который имеет ещё более давнюю историю. 30 апреля 1649 года был выпущен «Наказ о градском благочинии» – аналог современного федерального закона, прописывающий штатную численность пожарных, технику и оборудование, довольствие и другие социальные гарантии огнеборцам. За более чем 370 лет существования пожарный расчёт из конки с бочкой воды превратился в мобильную многофункциональную структуру, способную эффективно бороться с огнём, в том числе с использованием авиационной техники.

Фактически появился целый раздел авиационной техники, включающий самолёты и вертолёты специального назначения, которые оборудованы всем необходимым для выполнения широкого спектра спасательных работ. Сегодня авиационные спасательные технологии – бурно развивающаяся область авиационных работ, находящаяся под пристальным вниманием государства и получающая серьёзную финансовую поддержку.

Самолёты и вертолёты с медицинскими модулями – традиционные участники показов авиатехники на МАКС. Впервые масштабная конференция по программе развития санитарной авиации в России прошла на МАКС-2017. Проведённый в её рамках мастер-класс по работе авиационно-медицинской бригады на оснащённых медицинскими модулями вертолётах вызвал огромный интерес специалистов, в первую очередь – к медицинским версиям вертолётов «Ансат» и Ми-8АМТ/МТВ. Их выбор для нужд отечественной санитарной авиации не случаен: эти машины прекрасно подходят для эксплуатации на всей территории страны и хорошо знакомы лётно-техническому персоналу. Медицинские «Ансаты» доминируют при выполнении работ в городских условиях, в то время как оборудованные медицинскими модулями Ми-8АМТ и Ми-8МТВ востребованы для работы в удалённых районах, что особенно актуально для Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также регионов Арктики. Оснащение летательной техники самым современным медоборудованием позволяет сегодня не просто осуществлять в полёте мониторинг состояния пациента, но и проводить на борту полноценные реанимационные мероприятия.

История завоевания рынка вертолётами «Ансат» хорошо прослеживается по участию этой машины в авиасалонах МАКС. Ещё в 2001 году на статической стоянке салона можно было увидеть макет «Ансата» в версии для санавиации. Нулевые годы были непростыми для создателей машины, но им удалось довести до кондиции своё детище и сертифицировать машину. В 2016 году первый вертолёт этого типа приступил к перевозкам пациентов, а в 2019 году на МАКС демонстрировался уже модернизированный вертолёт со «стеклянной кабиной» и полностью цифровым пилотажно-навигационным комплексом. За это время «Ансат» подтвердил работоспособность в условиях высокогорья, при температурах в диапазоне от -45 до +50 градусов. А в самой современной версии этого универсального семейства – «Ансат-М» – он получил дополнительный топливный бак и противообледенительную систему. Ждём новинку на МАКС-2021.

Премьерой МАКС-2021 станет лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901, создаваемый Уральским заводом гражданской авиации на замену ветерана Ан-2. В перспективе самолёт также будет иметь вариант с медицинским модулем и версию для «Авиалесоохраны».
Модернизированный вертолёт Ка-32А11М – ещё одна предстоящая премьера МАКС-2021. Машина, активно используемая для пожаротушения, будет отличаться полностью «стеклянной кабиной», более мощными двигателями ВК-2500ПС-02 и новым водяным баком с цифровым управлением, позволяющим более эффективно забирать и сбрасывать до четырёх тонн воды и эксплуатироваться даже при отрицательных температурах воздуха.

Постоянным участником не только статической экспозиции, но и лётной программы МАКС стал самолёт-амфибия Бе-200. Это настоящий универсал: помимо пожаротушения, он может использоваться для проведения поисково-спасательных работ, доставки людей и перевозки грузов, несения санитарной службы, патрулирования. Впервые Бе-200 демонстрировался на салоне в Жуковском в 1999 году и стал звездой выставки. Являясь единственным в мире серийным реактивным самолётом-амфибией, Бе-200 обладает рекордной производительностью при тушении пожаров: за одну заправку топливом он способен сбросить на очаг возгорания до 270 тонн воды. На последующих салонах демонстрировались новые модификации самолёта, который постепенно завоёвывал репутацию своей успешной работой в экстремальных условиях. На МАКС-2019 Бе-200 продемонстрировал в полёте высокую манёвренность и энерговооружённость, важные для воздушных судов, тушащих пожары в горной местности. Ну и, конечно, невозможно уже представить себе лётную программу МАКС без завершающего аккорда – эффектного пролёта Бе-200, сбрасывающего в воздух облака воды, окрашенные в российский триколор.

Поздравляем работников скорой медицинской помощи и работников пожарной охраны с профессиональными праздниками! Желаем вам крепкого здоровья, безопасных полётов и профессионального роста. А создатели авиационной техники будут совершенствовать свои разработки, чтобы крылатые помощники становились надёжнее, безопаснее, производительнее и удобнее в использовании. Ну а посмотреть на авиационные новинки, как всегда, мы приглашаем на МАКС!

Источник: пресс-служба “Авиасалон МАКС”