16 ноября — заключительный день XVII Международного Форума и Выставки «Транспорт России». Программа не менее насыщенная, чем в первые дни

16 ноября — заключительный день XVII Международного Форума и Выставки «Транспорт России». Программа не менее насыщенная, чем в первые дни.

 

Одним из первых форматов в рамках деловой программы третьего дня стала пленарная дискуссия «Наука в движении: живые транспортные системы», в которой приняла участие официальная делегация КНР. На повестке дня — вопросы о том, как меняется наука в России в современных реалиях, что сегодня в приоритетах для транспорта, какие идеи зарождаются в лабораториях и умах ученых, но пока не стали частью транспортной системы, и каковы перспективы обеспечения отраслевого технологического суверенитета.

Модератор — автор и ведущий телевизионных программ на НТВ, создатель цикла научно-популярных фильмов, видеоблогер Сергей Малоземов. Позитивный тон дискуссии задал заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов, в начале своего выступления подчеркнувший: «В принципе, без мощной прикладной науки, которая применяется в транспортном комплексе, преодолеть вызовы, с которыми мы столкнулись, было бы невозможно. Но отрасль выстояла и смогла с ними справиться».

Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Денис Секиринский, в свою очередь, напомнил о стратегии технологического развития. Один из ее семи приоритетов — обеспечение связности территорий за счет развития интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем. Он добавил: «Ключевой элемент научно-технологического развития — это наличие квалифицированного заказчика. И благодаря санкционному давлению в определенном смысле у нас всех появилось будущее. Будущее, которое основано на собственных научно-технологических разработках, решениях, востребованных в реальной жизни».

Сергей Адлошин, вице-президент Российской академии наук, рассказал, что при Отделении наук о Земле создан специальный научный совет «Окружающая среда и транспорт». Он будет отвечать за развитие теории управления, интеллектуальных транспортных систем, создание умной инфраструктуры. Академик выразил уверенность, что через какое-то время совет изменит свой статус и превратится в научный совет при РАН.

«Ключевым элементом, на котором основываются существование и развитие научно-технологической сферы, является, безусловно, энергетика», — так описал базис научно-технологического прогресса Олег Нарайкин, вице-президент НИЦ «Курчатовский институт». По его словам, при переходе от угольной генерации к современной атомной энергетике количество энергии, извлекаемой из килограмма топлива, выросло в 3 миллиона раз. При этом он посетовал, что человечество мало задумывается об эффективном энергопотреблении.

Для председателя совета директоров холдинга «Синара — транспортные машины» (СТМ), президента Российской академии транспорта Александра Мишарина транспортная наука — это результат синергии научных знаний в разных областях, таких как физика, математика, информатика, экономика, социология и даже биология. Инновационные разработки сейчас используют технологии, заложенные природой.

Александр Климов, ректор Российского университета транспорта, в своем докладе поблагодарил Минобрнауки за программу «Приоритет 2030», в которой участвуют 4 транспортных вуза. Как отметил ректор РУТ, данная программа формирует будущее транспортной и других отраслей экономики России.

В завершении дискуссии проректор Пекинского транспортного университета Цзин Тао рассказал, как в Китае развивается наука и техника в области транспорта и как укрепляется сотрудничество между китайскими и российскими транспортными университетами.

Источник: пресс-служба «Транспортной недели»

Фото: Кристина БОРОДКИНА