Консорциум Sea Launch: морской старт на орбиту

В ночь с 04 на 05 мая 1995 года было подписано соглашение об образовании международного консорциума Sea Launch («Морской старт») с целью создания подвижного морского стартового комплекса для запуска космических аппаратов с помощью лёгких ракет. «Морской старт» стал грандиозным международным проектом ХХ века, который позволил интегрировать лучшие технические и технологические решения для достижения нового качества в средствах выведения космических аппаратов на орбиту.

Одним из стимулов к созданию комплекса «Морской старт» послужил факт, что после распада СССР космодром «Байконур» оказался на территории другого государства. Однако выгоды и преимущества старта из экваториальной зоны Тихого океана были важны не только для России: международный интерес к проекту был связан с оригинальностью и сложностью решаемых проблем. В итоге в консорциум вошли компании из четырёх стран: России (РКК «Энергия» им. С.П. Королева), США (Boeing Commercial Space Company), Норвегии (Kvaerner) и Украины (КБ «Южное» и ПО «Южмаш»). Boeing выступила в роли головного интегратора, ответственного за создание и эксплуатацию блока полезного груза и строительство берегового комплекса в Лонг-Бич (США). РКК «Энергия» стала головным интегратором ракетного сегмента, для чего был разработан и серийно выпускался разгонный блок ДМ-SL. «Южмаш» изготавливал первые две ступени для ракеты «Зенит-3SL» – модификации ракеты «Зенит», разработанной в СССР в 1985 году и способной вывести на низкую экваториальную орбиту свыше 12 тонн полезного груза. Компания Kvaerner обеспечила преобразование морской платформы для нефтедобычи в стартовую платформу Odyssey, а также строительство сборочно-командного судна Sea Launch Commander для подготовки ракет и управления полётом.

Преимуществом проекта стал запуск космических аппаратов (КА) на околоземную орбиту из наиболее удобной для этой цели точки поверхности Земли: эффективность ракеты «Зенит-3SL» при запуске с экватора возрастала почти в три раза по сравнению с запуском с «Байконура», поскольку на экваторе ракета получает большую линейную скорость от вращения Земли вокруг своей оси. Другим аргументом в пользу «Морского старта» стало то, что при выведении КА на геостационарную орбиту из Казахстана требовалось проведение дополнительных орбитальных манёвров для перевода орбиты в плоскость экватора, что приводило к дополнительным энергетическим затратам.

28 марта 1999 года из экваториальной зоны Тихого океана был осуществлён первый запуск ракеты-носителя «Зенит-3SL» по программе «Морской старт»: космический аппарат Demosat был выведен на целевую орбиту. Была открыта новая страница в истории создания средств выведения: впервые на рынке появился ракетно-космический комплекс морского базирования, принадлежащий группе международных частных компаний. Всего за 15 лет с палубы стартовой платформы было осуществлено 36 запусков космических аппаратов на геостационарную орбиту, из которых 33 запуска являлись успешными.

Значимость проекта «Морской старт» трудно переоценить: впервые в партнёрстве четырёх стран был создан ракетно-космический комплекс морского базирования, которому не было равных в мировой практике по техническому совершенству и уровню организации работ. Тем не менее, компания-оператор «Морского старта» в 2009 году объявила о своём банкротстве. Причиной стала невозможность реализовать планируемую интенсивность пусков (2-3 последовательных запуска за один выход на стартовую позицию). Ведущую роль после реорганизации консорциума получила РКК «Энергия», акционеры которой в 2018 году одобрили сделку по продаже активов проекта «Морской старт» группе компаний S7. В начале 2020 года плавучий космодром был перебазирован на Дальний Восток в порт Славянка, расположенный в 50 км от Владивостока.

Помимо проекта «Морской старт», консорциум Sea Launch реализовал проект «Наземный старт», в котором принимали участие компании России, Украины и США. В рамках проекта с космодрома «Байконур» было осуществлено шесть запусков ракеты-носителя «Зенит-3SLБ». Первый запуск в рамках «Наземного старта» состоялся 28 апреля 2008 года, когда ракета вывела на орбиту израильский спутник связи. Всего в рамках проекта было осуществлено шесть запусков, все – успешные.

Реализация запусков с мобильной плавучей платформы никоим образом не отменила актуальности наземных стартовых космических установок. Сегодня Россия использует в коммерческих и исследовательских целях два стартовых комплекса – космодром «Байконур» на территории Казахстана и национальный космодром «Восточный» в Амурской области, строительство которого началось в 2012 году и продолжается в настоящее время. Интерес авиасалона МАКС к этой тематике понятен: состояние и развитие космодромов в немалой степени определяют конкретную нишу мирового космического рынка, которую Россия может успешно занимать в будущем. Вторая причина возникла не так давно и связана с политическими рисками: существование отечественной космической отрасли в условиях тотальных санкций ставит на повестку дня вопрос о технологической независимости государства в области проведения космических исследований.

«Байконур» и сегодня остаётся самым надёжным и активным космодромом в мире: на его счету свыше 3 тыс. пусков космических ракет, с него на орбиту отправились более 150 космонавтов и астронавтов. В настоящее время космодром жизненно необходим для завершения программы МКС: с «Байконура» осуществляются запуски кораблей «Союз МС» по пилотируемой программе и грузовых «Прогресс МС», обслуживающих МКС. Кроме того, Россия и Казахстан намерены довести до конца реализацию совместного проекта ракетного комплекса «Байтерек», который стартовал в 2004 году и имел целью продлить жизнь «Байконуру». Вклад российской стороны заключается в разработке и создании экологически чистой ракеты-носителя «Союз-5», которая будет запускаться только с «Байконура». Развитие проекта активно обсуждался в рамках МАКС-2021, когда Казахстан стал страной-партнёром авиасалона.

Параллельно с использованием «Байконура», Россия развивает проект национального космодрома «Восточный». Ход строительства космодрома остаётся в центре внимания космического кластера МАКС: задача развития и эксплуатации «Восточного» имеет несколько важных аспектов. Это и постепенное снижение нагрузки на «Байконур» (как минимум – до окончания срока его аренды в 2050 году); и противостояние политическим рискам, когда старт российских ракет с «Байконура» несколько раз блокировался под различными предлогами; и развитие инфраструктуры Дальневосточного федерального округа в рамках проекта развития национального космодрома «Восточный». В марте 2022 года первая очередь строительства космодрома была полностью готова для пуска ракет лёгкого и среднего классов семейства «Союз» на новом топливе – нафтиле. Вторая очередь предназначена для ракет-носителей тяжёлого класса семейства «Ангара», третья готовится под многоразовую двухступенчатую ракету-носитель среднего класса на метане «Амур-СПГ».

Вспоминаем беспрецедентный международный проект «Морской старт» и надеемся узнать больше о реализации проекта «Байтерек» и о ходе строительства объектов космодрома «Восточный» на МАКС-2023!